Первопроходцы
Современные проходческие щиты больше всего напоминают космические корабли из далекого будущего. Но, в отличие от них, покоряют пространство не вверх, а вниз
Если станции строятся на небольшой глубине, то тоннели прокладывают открытым способом: копают огромный ров, куда и укладывают кольца будущего тоннеля, а потом засыпают землей. Именно так создавалась большая часть парижского метро, которое проходит почти под самой поверхностью земли. А вот когда необходим тоннель на большой глубине, уже не обойтись без проходческих щитов или тоннелепроходческих комплексов.
1. Ротор с вращающимися фрезами — рабочий орган щита. Именно он роет тоннель, соскребая породу перед собой. В первых щитах ротор заменяли рабочие с кирками и лопатами. Собственно, и щит был нужен лишь для того, чтобы отрываемая порода не обрушилась на людей, — отсюда и пошло название.
2. У современного щита резцы ротора делают из специальных сплавов. И все равно детали приходится часто заменять — твердые породы со временем ломают самые прочные материалы. Кольцо вращается и сдирает слои породы миллиметр за миллиметром. Во время работы в тоннеле очень шумно, и метро-строители носят специальные беруши.
3. Чтобы порода перед щитом не осыпалась, в камеру за ротором под большим давлением подают бентонит — вещество, сильно разбухающее при попадании влаги. Он удаляется из камеры только тогда, когда давление в ней сравняется с давлением в тоннеле.
4. Пробурив очередной участок, щит перемещается вперед, упираясь в блоки обшивки готового тоннеля специальными мощными домкратами. При этом бетонные кольца с резиновыми прокладками максимально плотно придвигаются друг к другу, исключая возможность протечек между соседними блочными кольцами.