Проект РГО: Следы в небе
Летом 2021 года Русское географическое общество планирует провести экспедицию на военные аэродромы востока Сибири, оставшиеся от легендарной воздушной трассы Аляска − Сибирь, по которой в 1942−1945 гг. из США в СССР поставлялись самолеты
По соглашению ленд-лиза с октября 1941 года США предоставили Советской армии более 18 000 боевых и транспортных самолетов. Почти половину из этого числа советские военные летчики перегнали по маршруту из Фэрбанкса (Аляска) в Красноярск. Для этого были реконструированы уже имеющиеся аэродромы, а затем построены новые. Кроме того, вдоль трассы строились узлы связи и метеорологические станции.
Всего за время существования трассы по ней перевезли почти 20 000 тонн грузов. Порой самолеты перевозили и пассажиров, среди которых были послы СССР в США М. Литвинов и А. Громыко, а также вице-президент США Генри Уоллес, совершивший в 1944 году официальную поездку в Советский Союз. Из-за сложных метеоусловий полеты по Алсибу были небезопасны: за время эксплуатации трассы произошло 39 катастроф, в результате которых погибло более ста человек.
После войны аэродромы использовались для местных авиаперевозок, но затем многие из них оказались заброшены. Именно восстановление памяти об этой трассе – а возможно, в будущем и самих аэродромов – станет целью экспедиции РГО летом этого года. Рассказывает историк авиации Вячеслав Филиппов:
– Алсиб никогда не был популярной страницей истории войны. На это есть несколько причин. Во-первых, история ленд-лиза была не слишком выгодна с пропагандистской точки зрения: если мы дружим с Америкой, вспоминать о ней можно, если нет – нежелательно. Кроме того, грифы секретности с документов, связанных с Алсибом, были сняты только в середине 90-х. Я застал в живых многих ветеранов трассы и должен сказать, что никто не рвался освещать этот период войны, ссылаясь на документ о неразглашении.