Сделка с дьяволом
Одни считают этот шаг отчаянной попыткой отсрочить войну, другие — преступным сговором с целью поделить Европу. 80 лет назад были подписаны самые спорные документы в отечественной истории.
Летом 1939 года мир стоял на пороге большой войны. Советское правительство всерьез опасалось столкновения с гитлеровской Германией, уже присоединившей Австрию, расчленившей с согласия европейских держав Чехословакию, поглотившей Чехию и нацелившейся на польский Гданьск. Кто следующий? Договоры с Германией о ненападении 7 июня подписали Латвия и Эстония, и очень скоро немцы могли оказаться прямо у советских границ, а на востоке наша страна вела необъявленную войну с союзной рейху Японией. Надежда создать антигитлеровскую коалицию таяла, по мере того как Британия и Франция затягивали переговоры. 23 августа 1939 года министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп и нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов подписали договор о ненападении.
Не воевать друг с другом поодиночке или в союзе с другими державами, не вступать в альянсы, направленные против другой стороны, не помогать третьей державе, напавшей на партнера по договору, — таковы были условия пакта Молотова — Риббентропа, как называют этот документ. В секретном протоколе от 23 августа 1939 года СССР и Германия определяли сферы влияния в Восточной Европе «в случае территориально-политического переустройства». Это вовсе не означало автоматически раздел или изменение статуса упомянутых в документе стран, но в дальнейшем так и случилось.