Тщательней надо, ребята!
В конце августа в иностранных СМИ появилось сообщение о поломке новенького британского авианосца Prince of Wales водоизмещением 65 000 т, который вышел из Портсмута на учения и спустя несколько часов потерял ход у острова Уайт. Как выяснилось позже, причиной стало отсутствие смазки гребного вала правого борта. При этом не уточнялось, было ли это конструктивной ошибкой или чьим-то недосмотром. Инцидент наводит на мысль: если уж на авианосце, где не семь, а сотни «нянек», проморгали вопиющую неисправность, то как наши владельцы прогулочных судов, яхт и катеров, следят за их техническим состоянием? Могу поделиться опытом.
Наша компания 27 лет занимается ремонтом двигателей Volvo Penta, и за это время случалось много разного, удивительного и даже смешного. Установки Volvo Penta весьма надежные, проблемы возникают чаще всего по вине пользователей. Например, поворотно-откидные колонки наиболее часто выходили их строя из-за несоблюдения навигационных правил или недостатка квалификации капитанов: случались наезды на камни или тросы при проходе вблизи дебаркадера, работа колонки на высоких оборотах в поднятом состоянии. Сталкивались мы и с размораживанием двигателей после зимы вследствие неправильной консервации или вообще отсутствия таковой. Ремонт требовался после перегрева мотора, когда владелец лодки не обращал внимание на аварийную сигнализацию.
Вот свежая история. Мы предлагаем услугу проверки двигателя при покупке катера на вторичном рынке: проводим тестирование и даем заключение. Это позволяет увидеть «убитый» мотор и оценить стоимость его ремонта. К нам обратился владелец недавно купленного катера. Лодке всего 2–3 года, выглядит безупречно, чистый моторный отсек, а двигатель не выдает обороты, и катер не развивает положенную скорость. Клиент решил сэкономить (у официальных дилеров якобы все дорого), обратился в какие-то сервисы; в одном ему даже подключили диагностический прибор и провели разгонный тест с вердиктом «Все хорошо!» Потом, правда, выяснилось, что тест выполнили на непрогретом моторе, и он, конечно, ничего не показал. Мы нашли несколько причин, в том числе деформацию и трещину выхлопного коллектора вследствие перегрева. Если бы это определили вовремя, клиент мог бы сбить цену при покупке или вообще отказаться от нее, а так ему пришлось раскошелиться на ремонт.