Acta diurna populi Romani: первая публичная газета
Когда 1 января 59 года до н. э. Гай Юлий Цезарь вступил в свое первое консульство, в Риме царила неразбериха, народ бедствовал, знать погрязла в разврате и излишествах, плелись бесконечные политические заговоры, в судах побеждали не правые, а более красноречивые. Государство остро нуждалось в руководителе, способном установить единые, четкие законы и навести порядок как в самом Вечном городе, так и в умах его жителей. За это и взялся новый правитель.
Ставленник сената Марк Кальпурний Бибул, формально разделивший с Цезарем власть – консулы обычно назначались парами – инициативам коллеги противодействовал, во-первых, потому, что был приверженцем «нравов предков», но, главным образом, из зависти к обладавшему блестящими способностями и безупречной родословной Цезарю. Сам Бибул происходил из плебейского рода Кальпурниев. Однажды, когда Бибул слишком уж явно стал мешать реформам, сторонники Цезаря даже вывернули ему на голову корзину навоза и забросали камнями. А после того, как Цезарь лично припугнул Бибула, тот и вовсе заперся в своем доме до конца консульства и никаких мнений ни на какой счет высказать больше не пытался. По Риму, где годы считались по консулам, долго ходила потом шутка, что 59 год надо называть не годом консульства Цезаря и Бибула, а консульством Юлия и Цезаря, коль уж скоро должен быть соблюден принцип коллегиальности.
Получив практически неограниченную власть, о которой мечтал с юности, Цезарь принялся за переустройство римской жизни в соответствии с собственными ценностями и идеалами. В 46 году до н. э., по совету египетского астронома Созигена, он провел коренную реформу календаря по образцу, принятому в Египте, начало года перенеся на 1 января, так как с этого дня консулы вступали в должность и начинался римский хозяйственный год. Новый консул организовал также более точную перепись граждан, даровал римское гражданство всем, кто занимался медициной или преподаванием благородных искусств в Риме, и расселил 80 000 граждан по заморским колониям, укрепив тем самым римскую власть за пределами Рима. Проводя аграрную реформу, он разделил неприкосновенные ранее участки земли между 20 000 граждан, имевшими по трое и более детей.