Загадка «ангарского цветка»
Со школьной скамьи нам рассказывали, что цветковые растения появились в меловом периоде, однако последние научные открытия несколько противоречат этому тезису. Все чаще и чаще ученые находят растения, которые можно отнести к цветковым, в слоях юрского периода, а данные генетики вообще указывают на то, что предки цветковых растений могли жить еще в карбоне, правда, цветка у них не было.
До первоцветов
Если мы рассмотрим историю растительного мира, то увидим, что цветок – завоевание достаточно молодое, неважно, возник он 150 или 130 млн лет назад. Более древние формы имели самые разные способы размножения и распространения потомства: у папоротников и мхов есть спорангии, а у плаунов, хвощей, саговников и хвойных – стробилы. Среди всего многообразия половых органов растений особняком стоят корзиночки пельтаспермовых растений (Peltaspermales Delevoryas, 1979).
Достаточно просто посмотреть на название и перевести его, чтобы понять их главное отличие: половые органы пельтаспермовых были прикрыты с внешней стороны щитком. Эта конструкция была странной, но показала себя достаточно эффективной: пельтаспермовые появились в позднем карбоне и просуществовали до средней юры.
В состав этой удивительной группы входит семейство ангаропелтовых (Angaropeltacea (Doweld, 2012), Naugolnykh, 2012), которые обладали крайне странным строением своих семеносных капсул – женских органов размножения. По форме они напоминали кувшинчик, открытый со стороны ножки. К семязачаткам вела узкая щель, через которую не могла проникнуть обычная пыльца, переносимая ветром. Самоопыление не присуще голосеменным, так что лишь один вариант мог объяснить столь странную форму семенных капсул: их опыляли насекомые.