Бесчеловечная наука
Ископаемая жизнь на Земле существует сотни миллионов лет. За это время эволюция так изменила внешний облик многих видов растений и животных, что зачастую невозможно поверить в генетическую связь некоторых из них с современными видами. Больше всего народных легенд среди всех наук выпало на историю и доисторический период — палеонтологию. О некоторых из них рассказал сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Всеволод Ефременко.
Пока ученые писали о генетической связи волка с собакой или мамонтов со слонами, то есть об истории в десятки тысяч лет, вопросов и сомнений ни у кого не было. Но когда в начале 1990-х годов к предкам слона молекулярные генетики с полной достоверностью вдруг отнесли крупного грызуна домана, который оказался вовсе не грызун, а представитель млекопитающих — афротериев, стало очевидно, что внешность обманчива. Однако на этот обман эволюции человечество каждый раз ведется с превеликим удовольствием: «Я сам обманываться рад». Из-за постоянного развития, исчезновения и появления разнообразной живности на нашей планете наука палеонтология густо обросла мифами. Обросла настолько, что большинство людей сегодня имеют о ней весьма туманное представление.
Палеонтологи не занимаются изучением древнего человека — в период мезозоя (251–66 млн лет назад) и большей части кайнозоя его еще не было. Крайне редко им попадаются кости древних животных, поскольку в тех геологических слоях, которые они исследуют, кости чаще всего не сохраняются. За миллионы лет они превратились в невидимую глазу пыль. Палеонтологи вопреки нашим представлениям ничего не копают. Они работают молотком и имеют дело исключительно с камнем и окаменевшими организмами, в основном морскими обитателями.