Относиться к человечеству как к цели, а не как к средству
22 апреля исполнилось 300 лет со дня рождения Иммануила Канта (1724–1804). В честь этого грандиозного события в Калининграде — на земле, где родился, жил и умер великий философ,— пройдет Международный Кантовский конгресс. Он станет крупнейшим в череде юбилейных мероприятий, организованных в России в соответствии с указом президента от 20.05.2021 №300 «О праздновании 300-летия со дня рождения Иммануила Канта».
Три периода Канта
Для России фигура Иммануила Канта особенно важна потому, что четыре с половиной года, с 1758 по 1762 год, он был подданным Российской империи. Войска Елизаветы Петровны вошли в Кёнигсберг в 1758 году, в том же году Кант отправил императрице письмо с просьбой назначить его на должность ординарного профессора Кенигсбергской академии. Просьба не была удовлетворена, Кант станет ординарным профессором логики и метафизики только в 1770 году.
Тогда же окончится докритический период его творчества.
Историки философии выделяют три периода в философском развитии Канта: докритический (до 1770), «десятилетие молчания» (1771–1780) и критический период (с 1781). Эта периодизация во многом связана со знаменитым суждением самого Канта из «Пролегомен» о том, что Юм пробудил его от догматического сна — по всей видимости, это пробуждение произойдет в начале «десятилетия молчания» между 1771 и 1772 годами и будет связано с отысканием «скептического метода» трансцендентальной философии. Однако между докритическим и критическим периодом философии Канта нет строгого противоречия. Уже в докритический период Кант размышляет над основными проблемами метафизики, которым посвятит свой главный труд «Критику чистого разума», поэтому было бы опрометчиво называть докритический период догматическим.