Волка бьют не за то, что он сер
В прошлом номере «Ъ-Науки» мы рассмотрели динамику численности волка серого, которая в последние десятилетия резко возросла и продолжает расти. Ответные меры на это со стороны властей у нас в России и в Западной Европе принимаются противоположные. Найти здесь золотую середину будет проблематично, если не уделять достаточно внимания по меньшей мере двум биологическим особенностям этого сверххищника — его достаточно разумным поведенческим реакциям и его генетике, а также тому непреложному факту, что современное социальное восприятие волка, мягко говоря, не вполне адекватное.
В европейской культуре волк одно из самых мифологизированных животных. Волк-прародитель или воспитатель родоначальника племени довольно часто встречается у народов Евразии. Самый известный пример — легенда о Капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема. В Средние века волк из почитаемого тотема превращается в абсолютное зло: чудовище, которому суждено проглотить Солнце и самого бога Одина в «Старшей Эдде», и олицетворение мирового зла дьявольскую волчицу из «Божественной комедии» Данте.
В эпоху промышленной революции ландшафт Европы кардинальным образом изменился, исчезли непроходимые дремучие чащи с волками-оборотнями, и волк превратился в неудачливого лицемера из «Красной шапочки», которого в итоге убили и распотрошили охотники. Дальше — больше. Как уже говорилось в нашей предыдущей статье, под влиянием алармистов, а потом «зеленых» во второй половине прошлого века в общественном сознании европейцев сформировалась сказка о благополучном и радостном волке, которого следует защищать и любить. А у нас в то же время несколько поколений было воспитано на мультсериале «Ну, погоди!» с уж очень смешным и глупым волком.