Человеческий фактор
Нидерланды считаются страной, городская среда в которой – одна из самых человекоориентированных в мире. Но чтобы создать ее, жителям пришлось отказаться от навязанного «светлого будущего». Как голландцы спасли свои каналы, а упавший самолет – целый район?
Слово «Нидерланды» вызывает в памяти образ каналов и кирпичных домов
Кто-то вспомнит и огромное количество велосипедов, на которых здесь ездят в любую погоду буквально все – от школьников до белых воротничков. Горожанам необязательно иметь машину. В одном квартале здесь уживаются жилые дома, кофейни, рестораны, магазины, музеи, школы, поликлиники, парки. И до всего можно добраться на своих двоих – ногах или колесах. В крайнем случае – на трамвае.
– По стране можно перемещаться на поездах. В городе быстрее всего – на велосипеде или общественном транспорте, – рассказывает моя подруга Майя. – Даже переезжали из старой квартиры в новую мы на багфитсах – специальных велосипедах с большими контейнерами. Перевезли вещи за пару поездок. Мы задумывались о машине только, когда начинали ремонт. Но быстро поняли, что оплачивать доставку и выгоднее, и удобнее. Поднимать стройматериалы по амстердамским лестницам самим – то еще занятие.
Я иду пешком по спокойным улочкам, по дороге рассматриваю витрины магазинов и захожу в пекарню за кофе с голландскими вафлями. Никаких тебе переходов через многополосные магистрали, с их шумом и выхлопными газами. Вот он, человекоориентированный город. Урбанисты называют это «человеческим масштабом», «новой мобильностью» и «15-минутным городом». Но власти Нидерландов не сразу поняли, насколько важен такой подход. В процессе урбанистических экспериментов Амстердам едва не лишился не только открыточных старинных домов, но и знаменитых каналов.