Царь Ирод
Одним из самых известных царей в истории Иудеи был Ирод I Великий (73—4). Вокруг его имени до сих пор не утихают споры. Его называют и «злым гением еврейского народа», и «безумцем, запятнавшим себя всеми мыслимыми злодействами», и «величайшим строителем в еврейской истории». Кто же он был, царь Ирод?
Помпей в Иерусалиме
Судьбоносной датой в истории еврейского народа стал 63 год до новой эры. В тот год непобедимый римский полководец Помпей Великий захватил державу Селевкидов, ядром которой была Сирия, а попутно и занял Иудею. Так слон, бросаясь на тигра, мимоходом придавливает лягушку.
На Йом-Кипур, в Судный день, Помпей, словно Бог, вступил в Иерусалимский храм. Так кончились дни свободы Иудеи. Страна стала окраинным уголком великой державы, созданной римлянами. Те пришпилили ее к корпусу империи, как яркую брошь с непонятным узором, и обязали жителей новой провинции платить подати Риму.
Несвобода была поначалу призрачной. Римляне не вникали во всё, что происходило в Иудее, не переиначивали ее жизнь на свой, понятный им лад. Им достаточно было того, что Иудеей правили цари, присягнувшие им на верность и не мечтавшие о смутных опасностях свободы. Ирод Великий и другие правители из его династии были искренне верны римлянам. А были ли верны Риму их подданные?
За всю историю Римской империи, пожалуй, ни один народ не сопротивлялся ей так яростно, как евреи. Их религия придавала им невиданные силы. Римляне, унифицировав все покоренные нации, приучив их к единому языку (будь то латинский в западной части империи, будь то греческий – на Востоке) и к единой религии – многобожию и почитанию императора – ничего не могли поделать с евреями. Они держались за свой родной язык и, прежде всего, свою религию так же отчаянно, как люди, потерпевшие крушение, держатся за последнее бревнышко корабля, словно надеясь на нем – с Божией помощью! – переплыть всё море!