Первые шаги в небо — по Земле. Наземные испытания самолета
КИС и ЛИС, контрольно-испытательная и летно-испытательная станции.
Дорогие товарищи, в номерах 1–3 за 2024 год опубликованы статьи о производстве самолетов по технологиям середины конца XX века, по которым до сих пор работают многие авиазаводы и России, и мира. Сегодня – четвертая статья, рассказывающая в общих чертах об окончании сборки и начале испытаний.
Производственный цикл самолета уверенно движется к завершению. Еще недавно пустая металлическая труба сверкает новыми лобовыми стеклами да фарами, в гондолах шасси заняли свои места обутые в пахучую резину опоры. Все агрегаты, из которых собрана машина, проходили испытания по «месту рождения», а теперь их надо испытать уже в составе систем: сперва в сборочном цехе, потом на стоянке, а в завершение – в полете. Для этого в составе авиазавода есть две структуры – КИС и ЛИС.
Но в объеме испытательных станций проверяется уже готовый самолет с полноценно или почти полноценно работающими системами. Чтобы допустить системы к работе, сперва нужно проверить правильность сборки, отрегулировать по месту установки ряд агрегатов. Этим занимаются, как правило, монтажники тех же цехов, что выполняли сборку. Например, помимо упомянутой в предыдущей статье прозвонки электропроводки «прозваниваются» и трубопроводы: сначала продуваются, потом опрессовываются под давлением – каждая линия отдельно.
Этим гарантируется, что гидросмесь не попадет в кислородную систему, а кислород высокого давления в свою очередь – в систему статического давления с нежными анероидно-мембранными приборами (высотомерами, корректорами высоты, вариометрами). Попутно это удаляет из трубопроводов загрязнители – случайно залетевшие опилки или решившую поселиться в укромном месте осу. Впрочем, борьба с осами на этом не заканчивается, но об этом позже...