От алюминиевых коробок – к самолету. Окончательная сборка
Дорогие читатели, перед вами третья статья цикла о производстве самолетов по технологиям прошлого века, по которым тем не менее работает множество предприятий и в России, и за рубежом. Более того, если крыло, фюзеляж и оперение научились делать из композитов, а окончательную сборку планера во многом механизировали, то, например, технология производства шасси поменялась мало. Колеса резиновые, тормоза дисковые, менять что-то излишне...
Если первая статья рассказывает о производстве агрегатов планера, а вторая – об изготовлении узлов систем, то третья – об окончательной сборке. И начинается сборка с превращения пустых дюралюминиевых коробок – агрегатов планера – в агрегаты именно самолета, сложной, насыщенной системами машины. Ведь в стапелях необходимо выполнять далеко не все операции: стапели нужны лишь для придания «скелету» нужной формы, а остальное навешивается на «скелет» по месту.
Например, нет никакой нужды держать крыло в стапеле для навески тяг управления – тяги имеют несколько степеней свободы и регулируются по длине, они «сами найдут себе место». Точно так же встанут на место трубопроводы гидросистем: они хоть и изготавливаются на своих мини-стапелях, но никогда не будут абсолютно соответствовать чертежу. Например, при выпуске одной трубки в цехе было холоднее обычного, это внесло в метровую трубку поправку в миллиметр, другую варил новый сварщик, а он держит горелку иначе, металл уже ведет себя чуть по-другому, а третья вышла точь-в-точь по чертежу, но слесарь-сборщик наклепал кронштейн под нее чуть с перекосом, она тоже не сразу на место встанет.