Иерусалим 2000 лет назад
Иерусалим две тысячи лет назад был для иудеев местом всеобщего паломничества. Это был главный город страны, оплот и святыня еврейского народа. Попасть в Иерусалимский храм стремился каждый верующий еврей.
Праздник, который всегда с тобой
Паломники приходили каждый год на три великих праздника – Песах (еврейскую Пасху), Шавуот (еврейскую Пятидесятницу, посвященную дарованию евреям Торы на горе Синай) и проводимый осенью Суккот (Праздник кущей), отмечаемый в память о блужданиях евреев по Синайской пустыне.
Самым любимым в народе праздником был Песах. Он знаменовал «переход от рабства к свободе» (А. Дидон. «Спаситель Мира», 1891). От тотальной неволи в Египте, где самодержавно правили фараоны, – к поиску Земли обетованной, избранной Богом только для этих людей, бежавших из жестокой империи. Их бегство было освобождением. Их долгий путь был блужданием свободных людей, которых вели вперед надежда и вера. Их опорой были перемены, их законом была свобода при условии соблюдения тех немногих заповедей, что дал Господь. Теперь их далекие потомки каждый год, приходя в Иерусалимский храм, славили их подвиг.
Паломники прибывали в Иерусалим за несколько дней до начала еврейской Пасхи. Но для того, чтобы успеть вовремя, некоторые отправлялись в путь загодя – за несколько месяцев до торжеств. В ожидании праздника со всего Ближнего Востока – из Галилеи, Сирии и Египта, из Аравии и Персии – и даже из отдаленных уголков Римской империи в Иерусалим шли караваны с товарами.
По мере приближения праздника удивительная эйфория охватывала всё еврейское общество. В сторону Иерусалима двигались процессии с музыкантами. Иногда люди вели перед собой быка с позолоченными рогами и оливковыми ветвями, оплетавшими его голову. Шли группы псалмопевцев. Шли молчаливые мужи с ножами на поясе – им предстояло приносить в жертву животных.