Кибермошенничество. Актуальные схемы и меры противодействия
Регулярно появляются новые схемы кибермошенничества. При этом современные системы распознавания и защиты от них скорее играют роль догоняющего и не могут гарантировать полную безопасность. Как показывает статистика, средняя сумма доходов от кибермошенничества растет. Если раньше это было связано только с личными средствами клиентов, то теперь все чаще задействуются заемные средства, когда граждане получают кредит и переводят заемные средства мошенникам. Рассмотрим основные схемы кибермошенничества и каким образом можно себя защитить от них.
Больше половины случаев приходится на мошенничество с применением технологий социальной инженерии, которое связано с телефонными звонками. Данная технология реализуется группой лиц. Мошенники имитируют звонок из контактного центра банка или даже представляются сотрудниками силовых ведомств или Банка России. В этом случае они заинтересованы в получении либо персональных данных клиента, либо средств с его счетов. Для этого мошенники придумывают различные легенды (они говорят о попытке похитить средства со счета; о подозрительной активности в интернет-банке; что карта заблокирована и т.д.), играя на чувствах человека и тонко считывая его реакцию. Часто пугают тем, что кто-то пытается оформить кредит, надо его опередить и оформить кредит самостоятельно, при этом заемные средства перевести на «специальный» или «единый банковский» счет. Все выглядит очень правдоподобно, клиентам могут даже на телефон приходить смс-сообщения с кодами. Еще один сценарий, когда мошенники звонят и сообщают «хорошую новость» о крупном выигрыше или причитающемся подарке. Человек, желая получить свой выигрыш, сообщает персональные данные или данные счета.