Как трансформировалась профессия водителя такси и какое будущее ждет ее

РБКAvtomatik

Незаменимы во все времена

Как трансформировалась профессия водителя такси и какое будущее ждет ее

Автор: Андрей Лебедев. Иллюстрации: Катя Цитрус

Современный город невозможно представить без такси. Это востребованный и удобный способ быстро добираться до нужной точки. Его популярность в нашей стране растет: если в 2018 году хотя бы одну поездку на такси за год совершили 50% россиян, то в 2022-м — уже 70%. В то же время нельзя забывать о людях, благодаря которым у нас есть возможность передвигаться по городу с комфортом, — водителях такси. Только в Москве и Подмосковье они управляют 154 тыс. автомобилей, а во всем мире их десятки миллионов. Профессия была актуальна во все времена, однако именно за последние 100 лет она трансформировалась особенно сильно — этому способствовали в том числе технологии и запросы общества.

От «ваньки» на бирже до водителя таксомотора

Профессия водителя такси появилась почти четыре века назад: в 1639 году лондонские кучеры получили право брать с людей плату за проезд. Прообразом легендарных лондонских автомобилей такси, кэбов, стали именно наемные конные экипажи с особой конструкцией для увеличения скорости и маневренности.

А что в России? В Москве извозчики появились еще в XVI– XVII веках. Со временем они разделились на несколько «гильдий». «Ваньками» называли бывших крестьян, которые подрабатывали в городе на неказистых кобылах и самых простых повозках. Их противоположность — «лихачи», частные извозчики с холеными породистыми лошадьми и роскошными лакированными повозками. Клиентами первых были мещане и мелкие чиновники, клиентами вторых — богатые купцы, офицеры и состоятельные любители пускать пыль в глаза. Если у «ваньки» поездка стоила 30–70 копеек, то у «лихача» уже не меньше 3 руб. Однако основой такси на лошадиной тяге были услужливые и аккуратные «голубчики» — извозчики, содержавшие свои экипажи в идеальном порядке. Они часто выкрикивали фразу «Эх, голуби!» лошадям, доставляя в нужные места зажиточных людей и аристократов под звон колокольчиков на упряжке.

Искать экипажи пассажирам приходилось самостоятельно. Например, достоверно известно, как работал «вызов такси» в дореволюционной России. Извозчики ожидали клиентов в людных местах: на больших перекрестках, около гостиниц, церквей или на «биржах» — особых стоянках для возниц. Если пассажиру требовалось отправиться за пределы города и его окрестностей, то искать нужно было уже не извозчика, а ямщика — специалиста по дальним перевозкам. И те и другие чаще всего работали не на себя, а на владевшего несколькими десятками экипажей промышленника. По сути, так появились первые таксопарки.

В XIX веке в России появились подробные регламенты для извозчиков и правила перевозок. Например, управлять экипажем можно было только с 18 лет, при этом людям в возрасте эта работа была запрещена. Извозчик должен был выглядеть опрятно, по-особому одеваться и не имел права оказывать услуги нетрезвым пассажирам. Также он вместе с коллегами был обязан содержать в чистоте территорию вокруг биржи. У лошадей были разные подковы для летнего и зимнего сезонов, раз в год их осматривали ветеринары, а каждая повозка снабжалась латунным знаком с таксой за перевозку.

В самом конце XIX века на улицах крупнейших городов мира, в том числе и в столице Российской империи, появилась невиданная технологическая диковинка — автомобиль. Она вызывала интерес абсолютно у всех. Петербургский промышленник Абрикосов начал сдавать машины собственного производства в аренду в 1899 году, а в 1906 году в Санкт-Петербурге был зарегистрирован первый наемный автомобиль с таксометром, который и дал ему название «таксомотор».

Путь от необычного развлечения до востребованного транспортного средства таксомоторы прошли всего за несколько лет. К концу 1913 года в Москве работали уже 217 машин такси. Первая верста пути на одной из них стоила 40 копеек, поэтому новый способ быстро перемещаться по городу был скорее привилегией людей с доходом выше среднего. Зарплата рабочего без квалификации и младшего госслужащего тогда составляла лишь 25 руб. в месяц.

Для того чтобы стать водителем таксомотора в начале XX века, требовалось пройти обучение, получить права и специальное разрешение, а затем установить в машине автоматический таксометр. Первая школа, где учили управлять автомобилями и ремонтировать их, открылась в России в 1908 году, а в 1909 году были приняты стандартизированные правила дорожного движения. Занимались автомобильным извозом в основном предприниматели, у которых машина была в собственности. Кстати, регулярный технический осмотр транспортные средства проходили уже тогда.

От звонка в таксопарк до клика на смартфоне

Шло время, популярность такси стремительно росла. Автомобилей на дорогах городов становилось больше, поэтому такси было необходимо выделяться в потоке. Первые отличительные знаки появились в 1910-х годах: компания Checker Taxi из Чикаго использовала узор из черных и белых квадратов. Он прижился, и привычные нам «шашечки» стали узнаваемым атрибутом такси во всем мире. Примерно в то же время другая чикагская компания Yellow Cab начала выделять машины ярким цветом: они были окрашены в желтый. Для выбора цвета основатель компании Джон Д. Герц заказал исследование в местном университете. Большинство его участников ответили, что именно желтый легче всего заметить издалека. Несмотря на то что желтый цвет такси — общемировая практика, сейчас в некоторых странах такси могут быть белыми, красными, серебристыми, черными и не только.

В западных странах службы такси развивались в основном как частные компании. В раннем СССР довольно быстро все они стали государственными, так что фактически водители являлись госслужащими. Сначала таксисты работали на иномарках, а затем — на отечественных автомобилях. В 1934 году в Москве появилась первая диспетчерская служба. Теперь водители не только дежурили в людных местах, как раньше извозчики на биржах, но и могли забирать пассажиров по адресу после звонка в парк.

К середине ХХ века у водителей такси появилась двусторонняя радиосвязь: благодаря ей диспетчеры могли находить ближайшую к клиенту машину и тем самым обеспечивать ее быструю подачу. В Советском Союзе такие радиостанции были отличительной чертой лучших водителей и обеспечивали им 10–15 дополнительных заказов за день. В те времена профессия водителя такси была едва ли не единственной возможностью «подработать на себя» для дополнительного дохода. Однако попасть в таксопарк «с улицы» шансов не было: сначала требовалось пройти обучение на специальном комбинате. Смена длилась до 14 часов в день, но и зарабатывали таксисты больше, чем инженеры, — от 300 руб. в месяц.

После распада СССР государственные автопарки закрылись или стали частными. Чтобы возить пассажиров за деньги, теперь достаточно было просто иметь собственный автомобиль. Людей, которые таким образом занимались частным извозом, прозвали «бомбилами», и этот термин до сих пор известен практически каждому из нас. Свободную машину можно было легко поймать «от борта» в любом людном месте города, альтернативный вариант заказа — вызывать ее из таксопарка по телефону.

Во второй половине XX века такси стало неотъемлемой частью крупных городов, а профессия водителя нашла свое отражение в кинематографе. Герой фильма «Зеленый огонек» становится таксистом, получает списанный автомобиль, но не унывает и искренне хочет помогать людям. В фильме «Три тополя на Плющихе» показан очень аккуратный и интеллигентный водитель такси. В «Бриллиантовой руке» — мудрый, опытный и знающий, кажется, все таксист. Главный герой фильма «Горожане» тоже водит такси. Это добрый и порядочный мужчина, который обожает дочь, свою работу, пассажиров и Москву. Так образ водителя такси закрепился в массовой культуре.

В 2009 году появились агрегаторы такси. Сейчас сложно представить жизнь без них — агрегаторы помогают водителям и пассажирам найти друг друга, причем сделать это с ними можно максимально эффективно и быстро. Это стало возможно благодаря переходу с кнопочных телефонов на смартфоны, а также развитию GPS и телематики — технологий для сбора, анализа и передачи данных с различных датчиков на транспортном средстве. Агрегаторы не просто сделали жизнь пассажиров и водителей удобнее, а полностью изменили всю индустрию такси.

Как работают современные таксисты

Профессия водителя больше не ассоциируется с конкретным полом и возрастом. Все, что нужно для старта в России, — быть совершеннолетним и обладать водительским стажем от трех лет. Кроме того, в XXI веке профессия стала гораздо более гибкой. Водители могут использовать для выполнения заказов собственную машину или взять ее в аренду. Водители формируют свой график полностью самостоятельно и подстраивают его под собственный ритм жизни. Кто-то трудится в рабочие часы, кто-то — только по утрам или по ночам, а кто-то — по выходным. В любой момент можно сделать перерыв или отлучиться по делам.

В последние годы все чаще в такси идут работать женщины. По данным «Яндекс Такси», в 2023 году с сервисом начали сотрудничать на 18% больше женщин-водителей, чем в 2022-м. Главные причины выбора этой профессии те же, что и у мужчин, — простой вход в нее и возможность выбирать график работы самому. Более того, в стране появляются даже женские автопарки. В 2023 году по такому же пути пошла сеть Gdel в Санкт-Петербурге, и это соответствует мировым тенденциям.

Современным водителям такси по-прежнему необходимо хорошо ориентироваться в городе, но теперь им помогают мобильные приложения. Например, при построении маршрута «Яндекс Навигатор» автоматически показывает разные варианты проезда, в том числе в обход пробок, если это возможно. Кроме того, пассажиры в момент заказа видят точки, где водитель может остановиться без нарушения правил дорожного движения. В целом «под капотом» сервиса огромное количество сложных и интересных технологий.

Такси — неотъемлемая часть города уже сейчас, а в будущем оно станет частью концепции MaaS (от англ. mobility as a service — «мобильность как сервис»). Ее идея в том, чтобы поместить пользователя в центр транспортной инфраструктуры и дать ему возможность строить оптимальные маршруты по городу, задействуя все возможные средства перемещения — общественный транспорт, прокатные средства индивидуальной мобильности, каршеринг и такси. Все это — в едином интерфейсе мобильного приложения с оплатой сразу за весь путь: разово или по абонементам. Тренд формируется уже сейчас: с 2021 года департамент транспорта Москвы тестирует MaaS-сервис «Мультитранспорт», а в 2023 году в «Яндекс Картах» появились комбинированные маршруты, объединяющие такси и метро.

Скромные герои нашего времени

Всего за 100 лет водители такси стали неотъемлемой частью любого города. Они не только помогают быстро и комфортно добираться до нужных мест, но и нередко предотвращают кризисы и происшествия, становясь настоящими героями.

В марте этого года водитель «Яндекс Такси» из Смоленска оказал первую помощь своему пассажиру — у девушки прямо в салоне начался приступ эпилепсии. После этого он сразу же доставил ее в больницу. А в январе 2024-го водитель сервиса из Санкт-Петербурга спас пожилую женщину от мошенников. Он заметил, что она взволнованно с кем-то говорит по телефону, и деликатно расспросил ее о ситуации. Узнав, что кто-то требует перевести крупную сумму на «безопасный счет», он не просто рассказал о том, что это обман, а смог убедить женщину в этом и отвез ее к сыну.

Водители такси не остаются равнодушными и к тому, что происходит за пределами салона автомобиля. В конце 2023 года таксист из Петербурга заметил, что в Неве тонет человек: он быстро сориентировался в ситуации и смог вытащить его на набережную с помощью найденного троса. Еще один пример героизма и смекалки был зафиксирован в Сочи. Водитель получил вызов с пометкой «срочно», а на месте сразу понял, что у его пассажира анафилактический шок. Благодаря навыкам спасателя он определил, что ситуация критическая и ждать медиков времени нет. Тогда он нашел сотрудников ДПС и попросил их сопроводить машину до ближайшей больницы. Полицейские также не отказали в помощи, пассажира удалось спасти. Это лишь несколько историй о героях среди нас, но на самом деле за рулем такси их гораздо больше: в новости попадают далеко не все случаи, подобные описанным выше.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Резерв на будущее Резерв на будущее

Как развиваются технологии хранения энергии

РБК
Мексиканская Калифорния с севера на юг Мексиканская Калифорния с севера на юг

Калифорнийский полуостров — место особенное

Y Magazine
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Белых пятен больше нет Белых пятен больше нет

Десять удивительных географических объектов, открытых в XX и XXI веке

Вокруг света
Юрий Олеша о «чувствах добрых» – и не очень Юрий Олеша о «чувствах добрых» – и не очень

Юрий Олеша – успешный писатель и человек трагической судьбы

Знание – сила
Мифы и факты: о чем умолчал Марко Поло Мифы и факты: о чем умолчал Марко Поло

Что Марко Поло упустил в своих рассказах

Вокруг света
Вырастить, заготовить, сохранить Вырастить, заготовить, сохранить

Как запастись кормами для КРС без потерь

Агроинвестор
Жизнь по 102-й горизонтали Жизнь по 102-й горизонтали

Как живет один из самых необычных заповедников России?

Наука и жизнь
Без пчел Без пчел

Дроны уже готовятся заменить летающих созданий в садах и на плантациях

ТехИнсайдер
Выставка терминаторов Выставка терминаторов

В Абу-Даби прошла выставка беспилотных систем Umex 2024

ТехИнсайдер
Изобретения на любой вкус Изобретения на любой вкус

Как исследователи меняют агротех и фудтех с помощью искусственного интеллекта

РБК
Космос по расписанию Космос по расписанию

Космические агентства, компании и стартапы рассказывают о своих планах заранее

ТехИнсайдер
Любовь сильнее страха Любовь сильнее страха

Всегда была любовь к городу и желание сделать о нем сувенир

Seasons of life
Сверхнизкие орбиты: уникальные возможности и интрига освоения Сверхнизкие орбиты: уникальные возможности и интрига освоения

Сверхнизкие орбиты открывают перспективы, которых нет у других космических высот

Наука
Путь героя Путь героя

Пять героев, которые в один день решились и изменили свой привычный мир

Seasons of life
В духе модернизма В духе модернизма

Лаконичный одноэтажный дом в живописной местности в окрестностях Минска

Идеи Вашего Дома
За пределами привычного: нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности и их особенности За пределами привычного: нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности и их особенности

Виды нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности и их значение

Наука и техника
Дарвину и не снилось Дарвину и не снилось

Какие специалисты могут запрограммировать искусственную эволюцию

РБК
Игры_с_разумом Игры_с_разумом

Как нейросети меняют гейм-индустрию

ТехИнсайдер
Заодно с природой Заодно с природой

Лаконичное пространство в фахверке Домогацкого, полное света, воздуха и природы

Идеи Вашего Дома
Сельхозпроизводство условно стабильно Сельхозпроизводство условно стабильно

В 2023 году сельхозпроизводство показало небольшое снижение и устойчивость

Агроинвестор
«АПК Ресурс» зальет поля под рис «АПК Ресурс» зальет поля под рис

Как «АПК Ресурс» планирует засеять рисом 27 тыс. га в Астраханской области

Агроинвестор
Рождение литературного слова из духа математики Рождение литературного слова из духа математики

Сухово-Кобылина можно в полной мере считать «иксом», «невидимой величиной»...

Наука
Интерьер с чистым звуком Интерьер с чистым звуком

Акустический диффузор и интерьер в стиле этнопанк в кирпичном доме

Идеи Вашего Дома
Иерусалим 2000 лет назад Иерусалим 2000 лет назад

Иерусалим две тысячи лет назад был для иудеев местом всеобщего паломничества

Знание – сила
Кто еще в квартире живёт? Кто еще в квартире живёт?

Насекомые и пауки, которые живут в наших квартирах

Наука и жизнь
Домашние просторы Домашние просторы

Связь с внешним миром и пространство, наполненное светом, в трехэтажном доме

Идеи Вашего Дома
Спа среди хвойного леса Спа среди хвойного леса

Превращение неиспользуемой части гаража в домашний спа-комплекс

Идеи Вашего Дома
От ландшафта к дому От ландшафта к дому

Сочетание атмосферы загородного уюта с ощущением свободы

Идеи Вашего Дома
Что может взойти на российско-китайском огороде Что может взойти на российско-китайском огороде

Потенциал сотрудничества России и Китая в сегменте овощей и картофеля

Агроинвестор
Открыть в приложении