Евгеника: хотели как лучше...
В предыдущих статьях этой серии (см. ЗС № 1, 3 и 4) мы рассказывали о двух идеях, чрезвычайно модных как в науке, так и в широких кругах образованного общества Европы и Америки в XIX – начале XX века: теории вырождения и «расовой теории» (она же «научный расизм»). Хотя между ними есть немало общего (прежде всего то, что обе они постулируют непреодолимую биологическую неполноценность некоторых категорий людей), они возникли на разной интеллектуальной почве и некоторое время развивались более или менее независимо друг от друга. Даже в умах тех людей, которые безусловно принимали обе эти идеи, они могли существовать раздельно. Так, например, видный российский психиатр Павел Розенбах в статье «Вырождение» в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» специально оговаривал: «…как бы низко ни стояла такая раса по сравнению с высшим человеческим типом (т. е. европейцем. – Б. Ж.), в ней нельзя усмотреть вырождения».
Однако глубокое внутреннее сходство этих двух идей, а также то, что они оказались популярными в одну и ту же эпоху в одних и тех же кругах общества, привели к своего рода синтезу их. Этим синтезом стала евгеника – совокупность разнообразных форм мысли и деятельности, направленных на улучшение человеческой породы методами селекции. О ней и пойдет речь в данной статье.
Как и две ранее рассмотренные идеи, евгеника имеет древние истоки. Идеи применения приемов селекции к людям, отбора лучших и отбраковки неполноценных известны во многих культурах, начиная с древних времен. Рекомендации такого рода можно найти в «Авесте» (около 1000 года до н. э.). Известен сюжет о том, что в Спарте младенцев, родившихся с явными дефектами или просто слабых, сбрасывали со скалы. Хотя археологических подтверждений такой практики не найдено, а все письменные источники в конечном счете восходят к единственному автору (Плутарху), нам важно само присутствие этой идеи в античном дискурсе. В сочинениях Платона и Аристотеля можно найти (причем именно как нечто желательное) идеи отбраковки носителей физических и моральных дефектов и одновременного поощрения размножения «достойных». Умерщвление «негодных» младенцев предусматривалось ранними законами Римской республики («законами XII таблиц»).