Братья «Не-Пушкины»
Александр Сергеевич Пушкин любил, по выражению поэта К. Ф. Рылеева, «кичиться двухсотлетним дворянством» и включать в свои произведения родственников: в числе действующих лиц «Бориса Годунова» мы находим и боярина Пушкина. Однако о своих троюродных дедах по отцовской линии поэт не писал, и понятно почему. Дальние родственники великого поэта – Сергей Пушкин и его брат Михаил Пушкин, сыновья графа Алексея Михайловича Пушкина, бывшего губернатора Воронежа, – оказались фальшивомонетчиками.
Братья-антиподы
Сергей Пушкин с юности слыл авантюристом, служил в Преображенском полку и выполнял курьерские поручения. Как-то его отправили в Париж с историческими документами и подарками для Вольтера – памятными медалями монетного двора и двумя тысячами рублей. Предполагалось, что французский писатель на основе этих документов сочинит историю Петра Великого. Но, явившись в Париж, Сергей загулял, потом заложил все ценное в ломбард, попал в долговую яму и в итоге был спасен оттуда сотрудниками посольства. С Вольтером он так и не увиделся. Зачем курьеру Пушкину престарелый Вольтер, когда вокруг полно хорошеньких француженок?
Игра в карты тоже была любимым занятием пушкинского родственника. Его то и дело обвиняли в шулерстве, и наконец он ушел в отставку и стал жить только за счет игры.
Иное дело – его брат Миша. Михаил как будто был его полной противоположностью – умница, коллежский советник, опекун воспитательного дома в Москве. Он тоже служил в Преображенском полку и участвовал в событиях 1762 года, когда Екатерина II пришла к власти. Известно, что Екатерина Романовна Дашкова, переодевшись в мундир Михаила Пушкина, сопровождала будущую императрицу в Петергоф. Впоследствии он был ревизором на мануфактурных фабриках Москвы. Это был человек со связями, умеющий производить впечатление на нужных ему людей. Он был в товарищеских отношениях с Михаилом Ивановичем Дашковым, мужем княгини, переодевавшейся в его мундир. Оба Михаила вместе служили.