«Мониторинг цифровой трансформации бизнеса»
В 2024 году Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ запустил серию дайджестов «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса», в которой знакомит с результатами обследования масштабов, направлений и тенденций цифровизации деловой среды. Авторы проекта поделились с «РБК Трендами» ключевыми выводами из первых пяти выпусков
Эмпирической базой анализа послужили результаты обследования более 4 тыс. организаций из десяти отраслей экономики, проведенного в июне—июле 2023 года в рамках Программы фундаментальных исследований (ПФИ) НИУ ВШЭ и стратегического проекта «Цифровая трансформация» по программе «Приоритет 2030».
Цифровые технологии в бизнесе: практики и барьеры использования
В этой работе рассматриваем, как российский бизнес применяет цифровые решения, какие сферы цифровизуются быстрее, а также что мешает внедрению новых технологий
Авторы: Гульнара Абдрахманова, Тамара Зинина, Евгения Киселева, Елена Нечаева, Павел Рудник, Михаил Фролов
75,7% организаций*
применяют системы автоматизации бизнес-процессов.
37,4% организаций**
отмечают нехватку пакетных цифровых решений для своего бизнеса.
* От общего числа организаций, использующих цифровые технологии.
** От числа организаций, использующих или планирующих использовать цифровые технологии.
Ключевые выводы:
Для многих организаций внедрение цифровых технологий стало приоритетом еще до пандемии. Относительно давно осваивается цифровое проектирование, автоматизируются бизнес-процессы, развивается интернет вещей. При этом такие технологии, как 3D-печать, виртуальная и дополненная реальность, стали применяться преимущественно в последние три года. Большинство компаний, еще не использующие цифровые решения, планируют начать с искусственного интеллекта и больших данных. Чаще всего цифровые технологии внедряют в бизнес-процессах, связанных с производством и разработкой товаров и услуг. Уровень цифровизации маркетинга и рекламы в компаниях пока невысок, но именно эти сферы деятельности сильнее всего меняются при внедрении цифровых технологий. Основные факторы, сдерживающие внедрение цифровых технологий, — дефицит финансовых ресурсов, отсутствие на рынке релевантных пакетных решений и недостаточность цифровых компетенций сотрудников. Отказ от применения технологий, как правило, объясняется отсутствием необходимости в цифровизации.