Василина Дрогичинская: «Цифровая доступность IT-продуктов становится общемировым трендом»
Англоязычный термин accessibility, или российское выражение «цифровая доступность», — это меры, принимаемые для того, чтобы IT-сервисы были удобными для всех людей без исключения. Разбираемся с экспертом, какими они бывают
Согласно исследованию, проведенному организацией Appt Foundation (Нидерланды), 43% пользователей мобильных устройств включают хотя бы одну настройку доступности в своих гаджетах. То есть почти половина аудитории на постоянной основе увеличивает шрифт и/или делает его жирнее, использует инверсию цветов, увеличивает фрагменты экрана и т.д.
Традиционно требования к цифровой доступности учитывают особенности пользователей по зрению, слуху, моторным и когнитивным функциям. Причем далеко не всегда эти «особенности» предполагают инвалидность. Например, людям с дальтонизмом (цветовой слепотой) зачастую не присваивается инвалидность. Хотя их глаза на протяжении всей жизни не воспринимают определенный цветовой спектр, а значит, видят дизайн привычных нам сервисов и приложений совсем в иных оттенках.
Инвалидность также не присваивается, если человек сломал руку или, скажем, перенес операцию на глазах. То есть попал в ситуацию, когда в течение нескольких дней испытывает временные ограничения и взаимодействует с цифровыми продуктами нестандартно.
С чего все началось
Учет различных особенностей пользователей при разработке IT-продуктов только начинает становиться общемировым трендом. Долгое время он был скорее частной практикой некоторых крупных компаний или особенно инициативных и неравнодушных сотрудников. Например, в Apple начали заниматься цифровой доступностью (accessibility) еще в 2005 году. В Facebook* организовали соответствующий отдел в 2011 году, а Twitter всерьез обратился к этому направлению только в 2020 году.