Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса

«Законы физики, как мы понимаем их сегодня, допускают, что наша Вселенная образовалась из ничего – не было ни времени, ни пространства, ни частиц, ничего, о чем бы мы знали».
Лоуренс Краусс
Почему существует Вселенная? Почему существует мир, почему в нем есть мы? Почему вообще что-то есть вместо пустоты? Это наиглавнейшие «почему». В данной статье мы будем говорить о тайне бытия и о том, к чему мы в науке в этом вопросе пришли, и почему нам должно быть не все равно.
Философ Артур Шопенгауэр сказал, что те, кому не интересен вопрос бытия, вопрос мирового бытия, страдают слабоумием. Довольно сурово, но тем не менее. Джон Арчибальд Уилер, один из величайших физиков XX века, научный руководитель Ричарда Фейнмана, создатель термина «черная дыра», восклицал: «Я хочу знать, почему квант, почему Вселенная, почему бытие?»
Вопрос о существовании Вселенной называют самой величайшей и грандиозной тайной, самым глубоким и масштабным вопросом, стоящим перед нами. Над ним бились многие великие мыслители. Английский писатель Мартин Эмис пошутил однажды, что нам понадобится еще пять Эйнштейнов для разгадки тайны происхождения Вселенной.
Людвиг Витгенштейн, возможно, величайший философ XX века, был поражен тем, что мир вообще существует. В своем «Логико-Философском Трактате», в положении 6.44, он писал: «Мистическое не то, как мир есть, но то, что он есть».
Альберт Эйнштейн не сомневался, что Вселенная не только вечна, но и неизменна, и был крайне озадачен, когда российский физик Александр Фридман, приложивший общую теорию относительности к пространству-времени как целому, обнаружил нечто совершенно противоположное: Вселенная должна или расширяться, или сжиматься. Наблюдения американского астронома Эдвина Хаббла подтвердили модель расширяющейся Вселенной: оказалось, что все наблюдаемые галактики от нас удаляются. Как теория, так и наблюдения приводили к одному и тому же выводу: когда-то Вселенная внезапно появилась. Из Ничего ли? Марксисты восприняли концепцию Большого взрыва в штыки: она противоречила их постулату о бесконечности и вечности материи, что было одной из аксиом диалектического материализма Ленина. В 1965 году два исследователя из «Белл телефон лабораторис» случайно обнаружили вездесущее микроволновое излучение, которое оказалось отголоском Большого взрыва. У Вселенной все-таки было начало!