От Байкала до Амура, из Империи в Федерацию
Байкало-Амурская магистраль – второй после Транссиба железнодорожный выход к Тихому океану. 4300 километров от Тайшета до Советской Гавани пересекают 11 крупных рек, 7 горных хребтов, связывая более чем 60 городов и поселков. 2230 мостов, 8 тоннелей (включая сложнейший Северомуйский), знаковые даты стартов, пауз, перезапусков строительства делают БАМ важной иллюстрацией в книге «История СССР, России».
Геополитическая увертюра
Выбирая трассу Транссиба, полковник Генштаба Николай Волошинов1 продрался сквозь тайгу и южнее, и севернее Байкала, дав заключение о варианте будущего БАМа: «Невозможно». Пока невозможно: Транссиб был нужен. «Вчера!» – популярный у нас ответ на вопрос: «Когда нужно сдать?». История двух магистралей параллельна, как они сами, а их предыстория и вовсе едина.
1 Известен словами «Все державы мира с завистью смотрят на наш Владивосток!», а главное, трудами по удержанию за Россией города и шире – ее востока.
Тезис «Россия – не колониальная империя вроде Испании, Португалии, Британии, Франции, Голландии…» подкрепляют зримым образом: цельная, связная страна, единое живое тело. Сравним с картами колониальных империй: там клочок, тут прибрежная полоска, там анклав, тут точка захваченного порта… Но двухсотлетний обман «единства», «связности» российского государственного тела раскроют беспристрастные физические карты, где нет пунктиров государственных границ, а есть границы вечные: сине-голубые моря, океаны, реки, бурокоричневые горы.
Иртыш, Обь, Енисей пересекались землепроходцами в едином порыве. Следующая великая река, Лена, словно вступала в игру: «Вам на восток? – Подвезу». И шедший «встречь солнцу» оказывался на 1000 километров восточнее, но и на 900 севернее. А после Якутска игры кончены. Врезавшись в Верхоянский хребет, Лена резко поворачивает, сначала даже 200 километров на запад, потом строго на север. Отрог Верхоянского хребта Джугджур, так мощно развернувший течение Лены, отделил ее от Тихого океана. Прошедшие, порой проползшие Джугджур основали Охотск, далее – Петропавловск-Камчатский, а совсем уж далее – Новоархангельск (Аляска). И вся связь с Россией, выход к Тихому океану – одна горная, «вьючная» тропинка Якутск – Охотск, 1261 километр (лишь в наши дни там проложили дорогу). Для строительства кораблей приходилось в Якутске канаты разрезать, якоря распиливать, тащить порой на руках и заново спаивать в Охотске (из-за чего они сильно теряли в прочности). Пушки не вытянуть. Меха везли в Кяхту вьюками по два года, сильно теряя в качестве и цене. Русский Дальний Восток держался на честном слове.