Дешево и сердито
Дискаунтеры захватывают российский рынок
В России наблюдается расширение сетей дискаунтеров продовольственных товаров. Розничные магазины для экономных покупателей быстро стали главным конкурентом для традиционных супермаркетов и магазинов у дома. В то время как потребители стремятся приобрести качественные продукты по более низким ценам, дискаунтеры становятся новой силой в мире ритейла. В ближайшей перспективе данный формат торговли продолжит расти, в долгосрочной — когда магазинов сниженных цен станет слишком много — может начаться обратный процесс супермаркетизации, прогнозируют эксперты.
Дискаунтеры — это магазины низких цен, где бо́льшая часть ассортимента продается со скидкой, ниже среднерыночной цены. При этом общее количество единиц складского учета (SKU) в них значительно меньше, чем в супермаркетах, магазинах у дома и других сопоставимых форматах. Подбирая ассортимент, они обычно ограничиваются самыми ходовыми позициями с наиболее выгодной ценой.
Существуют «мягкие», «жесткие» и «ультражесткие» дискаунтеры, которые различаются по площади, торговому оборудованию, ассортименту и ценовому предложению. Например, «мягкие» дискаунтеры предлагают относительно широкий ассортимент товаров с невысокими ценами, в то время как «жесткие» сосредотачиваются на ограниченном, но очень дешевом ассортименте.
Ключевые отличия таких магазинов от традиционных супермаркетов — более узкий ассортимент товаров, оптимизация на бизнес-процессах и торговом оборудовании, уточняет гендиректор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. «Самое главное, о чем многие сети российских дискаунтеров пока забывают и тем самым идут по неверному пути, — это существенная доля собственных торговых марок (СТМ), — подчеркивает он. — Только они позволяют полностью контролировать товаропроводящую цепь, так как, заказывая продукцию под своим брендом, есть возможность устанавливать правила и условия производства, рецептуру и стоимость конечного продукта». Если брать за основу американский и европейский аналоги данного формата, где доля проникновения СТМ превышает 70–80 %, а иногда и 90 % общего ассортимента, то только такие магазины правильно будет называть дискаунтерами, обращает внимание эксперт.