Полностью многоразовая ракетаноситель от фирмы Stoke Space
Для многих сейчас эталоном ракеты-носителя является Falcon–9 от SpaceX. Эта же фирма работает над полностью многоразовой системой Super Heavy-Starship, первый пуск которой состоялся 20 апреля 2023 года, но которая еще не начала эксплуатироваться. SpaceX на примере своей ракеты Falcon-9 на практике показала, что можно регулярно повторно использовать первую ступень ракеты-носителя. Но куда большей проблемой является повторное использование второй ступени. Почему? Потому что для нее необходим теплозащитный экран, чтобы выдержать нагрев при входе в атмосферу. А кроме этого, в случае многоразового использования двигатели второй ступени должны работать как в атмосфере, так и в вакууме, особенно, если используется схема с вертикальным приземлением. На Starship эта проблема решена использованием шести двигателей Raptor. Три из них обычные, а три – оптимизированы для работы в вакууме. То есть первые три двигателя наилучшим образом работают в атмосфере, а вторые три – в вакууме.
Другой вариант решения проблемы предлагает фирма Stoke Space, основанная в 2019 году Энди Лапсой и Томом Фельдманом, бывшими сотрудниками Blue Origin. Компания предлагает полностью многоразовую ракету-носитель, которая пока не имеет названия. Она имеет около 30 м в длину и максимальный диаметр 3,7 м. Первая ступень работает на метане, а вот вторая – на водороде. Первая ступень имеет семь двигателей и, отработав свое, как у Фалкона, приземляется на площадку или баржу. А вот вторая ступень имеет металлический теплозащитный экран, охлаждаемый топливом, то есть водородом. Такое решение позволяет отказаться от теплозащитных плиток или абляционной теплозащиты. Это значит, что обеспечивается быстрое повторное использование за счет того, что ступень приземляется с низкой внешней температурой. Теплозащитный экран установлен на нижнем торце ступени, а вокруг него расположены тридцать двигателей, образуя клиновоздушный двигатель. Управление при снижении и посадке будет обеспечиваться за счет регулирования тяги этих двигателей.