Как Stoke Space решает проблему повторного использования вторых ступеней ракет

Наука и техникаHi-Tech

Полностью многоразовая ракетаноситель от фирмы Stoke Space

Рязанцев Олег

Вертикальное приземление второй ступени. Источник: Stoke Space

Для многих сейчас эталоном ракеты-носителя является Falcon–9 от SpaceX. Эта же фирма работает над полностью многоразовой системой Super Heavy-Starship, первый пуск которой состоялся 20 апреля 2023 года, но которая еще не начала эксплуатироваться. SpaceX на примере своей ракеты Falcon-9 на практике показала, что можно регулярно повторно использовать первую ступень ракеты-носителя. Но куда большей проблемой является повторное использование второй ступени. Почему? Потому что для нее необходим теплозащитный экран, чтобы выдержать нагрев при входе в атмосферу. А кроме этого, в случае многоразового использования двигатели второй ступени должны работать как в атмосфере, так и в вакууме, особенно, если используется схема с вертикальным приземлением. На Starship эта проблема решена использованием шести двигателей Raptor. Три из них обычные, а три – оптимизированы для работы в вакууме. То есть первые три двигателя наилучшим образом работают в атмосфере, а вторые три – в вакууме.

Другой вариант решения проблемы предлагает фирма Stoke Space, основанная в 2019 году Энди Лапсой и Томом Фельдманом, бывшими сотрудниками Blue Origin. Компания предлагает полностью многоразовую ракету-носитель, которая пока не имеет названия. Она имеет около 30 м в длину и максимальный диаметр 3,7 м. Первая ступень работает на метане, а вот вторая – на водороде. Первая ступень имеет семь двигателей и, отработав свое, как у Фалкона, приземляется на площадку или баржу. А вот вторая ступень имеет металлический теплозащитный экран, охлаждаемый топливом, то есть водородом. Такое решение позволяет отказаться от теплозащитных плиток или абляционной теплозащиты. Это значит, что обеспечивается быстрое повторное использование за счет того, что ступень приземляется с низкой внешней температурой. Теплозащитный экран установлен на нижнем торце ступени, а вокруг него расположены тридцать двигателей, образуя клиновоздушный двигатель. Управление при снижении и посадке будет обеспечиваться за счет регулирования тяги этих двигателей.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения» Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения»

Что позволит сделать системы труб для подачи газа более удобными в использовании

Наука и техника
Идти навстречу светилу! Идти навстречу светилу!

История института солнечно-земной физики уходит корнями в докосмическую эру

Наука и жизнь
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
От мала до велика От мала до велика

Рассматриваем рекордсменов из царства животных

Наука и жизнь
Передел Европы. Часть I. Игры дипломатов Передел Европы. Часть I. Игры дипломатов

В отношениях Италии и Франции в 1919 году возникла трещина

Знание – сила
Вокруг света по «голубой воде» Вокруг света по «голубой воде»

Hallberg-Rassy — одна из лучших в мире верфей для парусных яхт открытого моря

Y Magazine
«О поверхностях мы не знаем ничего» «О поверхностях мы не знаем ничего»

Пластиковые отходы действительно можно превратить в доходы

Наука
Размер имеет значение Размер имеет значение

Алексей Екимов, Луис Брюс и Мунги Бавенди обеспечили людей смартфонами

Наука
Креативная Вселенная Креативная Вселенная

Как прошел и чем завершился студенческий конкурс дизайна Omoda

Автопилот
Красота заменит думскроллинг Красота заменит думскроллинг

Как взаимодействие с нейросетями может скрасить ваши будни

ТехИнсайдер
«Невидимка» Дуссе-Алинь «Невидимка» Дуссе-Алинь

Хабаровский край скрывает сохранившиеся в первозданном виде природные уголки

Наука и жизнь
Сахарские странники – аддаксы Сахарские странники – аддаксы

Аддаксы – одно из наиболее редких млекопитающих в мире

Знание – сила
Светлая мысль Светлая мысль

Как появилась и эволюционировала электрическая лампочка

Вокруг света
Рабочий вариант Рабочий вариант

Изначально Sollers Atlant – это китайский малотоннажник Sunray

Автопилот
Российские компании переписывают утиную историю Российские компании переписывают утиную историю

В чем причина резкого роста производства утки

Агроинвестор
Премия за самый короткий импульс света Премия за самый короткий импульс света

Как электроны связаны с современной наукой?

Наука и жизнь
Брожение умов в поисках силы всемирного тяготения, или Как рождался жанр «Анти-Ньютон» Брожение умов в поисках силы всемирного тяготения, или Как рождался жанр «Анти-Ньютон»

Глубокие научные концепции как триггер психологических эпидемий в обществе

Знание – сила
Аграрии заполняют ниши Аграрии заполняют ниши

Посевы не самых традиционных культур вновь увеличиваются

Агроинвестор
«Поддержка фундаментальной науки не мешает развитию прикладной» «Поддержка фундаментальной науки не мешает развитию прикладной»

Академик Александр Латышев — нужны ли вообще академические институты

Наука
Математик и Рейх Математик и Рейх

Трагичная судьба немецкого математика Феликса Хаусдорфа

Знание – сила
Качество жизни Качество жизни

В чем секрет успеха новой модели Arcadia A96?

Y Magazine
Персональный «остров» Персональный «остров»

Новый флагман финской компании Saxdor Yachts — Saxdor 400 GTO

Y Magazine
Гонимая и ненагражденная Гонимая и ненагражденная

Почему Лиза Мейтнер так и не получила Нобелевскую премию

Знание – сила
Плоды революции Плоды революции

В каком направлении идет развитие «тихой» яхтенной революции?

Y Magazine
Капитан Южного океана Капитан Южного океана

История великого путешественника и первооткрывателя Джеймса Кука

Знание – сила
От склада к вектору: эволюция гуманитарного знания От склада к вектору: эволюция гуманитарного знания

Руина и гегелевское «снятие»

Знание – сила
Раз прошла такая пьянка Раз прошла такая пьянка

Выпивка на фоне автомобиля как жанр советской фотографии

Автопилот
Моя золотая долина… Моя золотая долина…

Интервью с академиком Анатолием Деревянко

Наука и жизнь
Эволюция биосферы: архейская нищета и панспермия Эволюция биосферы: архейская нищета и панспермия

Зачем изучать эволюцию биосферы?

Наука и техника
Переменное напряжение Переменное напряжение

ВЧ-мобиль – неосуществленный проект сороковых годов

Автопилот
Открыть в приложении