Очевидная премия за очевидные открытия: Клаудиа Голдин
Премию Шведского банка памяти Альфреда Нобеля в области экономических наук в 2023 году получила Клаудиа Голдин из Гарварда «за улучшение нашего понимания результатов женщин на рынке труда». Это — давно ожидавшееся — решение Нобелевского комитета, можно сказать, модельное для экономики как общественной науки.
Во-первых, премия выдана не за отдельный прорыв, а за накопленный вклад в изменение нашего взгляда на мир. Во-вторых, она касается сложной и большой проблемы — настолько большой, что она видится только на достаточном расстоянии. В-третьих, на момент вручения награды исследовательские результаты лауреата стали настолько естественной частью научного ландшафта, что мы воспринимаем их очевидными.
История плюс теория
С точки зрения формальной научной специализации Клаудиа Голдин — экономический историк. Как у любого историка, у Голдин есть обстоятельства времени и места, на которых она специализируется — это американская экономика после промышленной революции. Основной предмет ее научного интереса — человеческий капитал и неравенство на рынке труда в самом широком контексте. Но интеллектуальное влияние Клаудии Голдин выходит далеко за рамки изучения гендерных различий. В частности, Голдин совместно с многолетним соавторов (и мужем) Ларри Кацем представила изящную концепцию «гонки между образованием и технологиями», объясняющую длинные тренды неравенства в доходах. Появление новых технологий увеличивает спрос на квалифицированную рабочую силу, которая может обращаться с ними. Премия за эти навыки (а вместе с ней и неравенство доходов) будет изменяться в зависимости от того, насколько гибко система образования реагирует увеличением предложения квалифицированных работников. Огромная архивная работа Голдин и Каца указывает на то, что вскоре после второй промышленной революции начала XX века в США начинается образовательный бум: в небольших городах и поселках средства от налогов на недвижимость направляются на расширение доступности школ и колледжей. Начиная с 1980‑х годов технологии вырываются вперед, рост доли образованных людей прекратился, поэтому премия за навыки начала расти, а вместе с ней и неравенство. Последние исследования показывают, что современная картина усложнилась. В XXI веке