Семь подземных королей
Удивительные машины, которые можно встретить только под землей.
Вы, наверное, даже не догадываетесь, что самая северная зарядная станция для электротранспорта расположена на Чукотке. Это уже само по себе невероятно, но еще более невероятной эту историю делает тот факт, что она находится на глубине в полкилометра.
Золоторудное месторождение «Майское» на Чукотке, пожалуй, можно назвать самым труднодоступным в мире. Мало того что оно на краю света, так еще и основная часть залежей – это труднообогатимые упорные руды, причем жилы уходят вглубь земли на 800 м. И сегодня горняки работают на глубинах в 520 м.
Подземный транспорт
По туннелям мы довольно бодро передвигаемся на специальном «уазике» с главным инженером рудника «Майский» Евгением Белозерских за рулем. От стен выработок до наших зеркал не более 50 см – две машины разъехаться точно не смогут. Через некоторое время навстречу из-за поворота штольни выползает первая удивительная шахтная машина – дизельный самосвал Sandvik TH320. Последние две цифры – грузоподъемность в тоннах. Проходить узкие повороты ему помогает шарнирно-сочлененная рама, спроектированная для перемещения в подземных выработках шириной 3,5 м. Самосвал необычный и очень низкий. Работает он в паре с погрузочно-доставочной машиной (ПДМ) Sandvik LH307 со схожей по конструкции сочлененной рамой. Кресло водителя-оператора здесь расположено непривычно: оно развернуто на 90 градусов относительно хода машины, что облегчает обзор при движении вперед и назад – именно так и ездит погрузчик. Главный инженер что-то говорит в рацию, встречный самосвал с ревом останавливается и через секунду начинает сдавать назад. В туннелях через определенные промежутки устроены специальные ниши, куда может заехать даже самосвал. Шахтный и компактный, разумеется.