Как в XIX веке ученые придумывали полярную биостанцию

Наука и техникаHikoya

О первой в мире полярной биостанции

Беспалова Наталья

Соловецкий монастырь. Вид с высоты птичьего полета

В первой половине XIX века естествоиспытатели работали либо в экспедициях, где наблюдали животных и растения в естественной среде обитания, либо в музеях, описывая и сравнивая хранящиеся там образцы. И тот и другой метод имел свои недостатки. Музейные образцы могут дать представление о внешности и строении животного, но не о его образе жизни и месте в экосистеме, а экспедицию сложно обеспечить нужными инструментами. Впрочем, поначалу никаких особенных инструментов и не было, но по мере того, как методы исследований усложнялись, назревала идея создания специальных биологических станций.

Такие станции можно основать вдали от больших городов, где природные связи сохранились во всем своем разнообразии, и доставить на них необходимое лабораторное оборудование, которое иначе в подобной глуши не достать. Особенно привлекательной казалась идея станций для наблюдения за морской фауной.

Первая в мире морская биологическая станция была открыта в 1843 году в Остенде (Бельгия). В 1859 и 1863 годах появились две биостанции на атлантическом побережье Франции. Четвертой в мире стала русская биостанция в Севастополе (1871), давшая начало Институту биологии южных морей. Затем биостанцию открыли в США и Неаполе. В 1882 году начала свою работу первая в мире полярная станция – «Биологическая станция Соловецкой обители».

Все началось с того, что в 1876 году Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей организовало очередную северную экспедицию. Морской министр великий князь Константин Николаевич лично выделил для нее паровую шхуну Беломорской флотилии «Самоед» (водоизмещение – 606 т, паровая машина мощностью 35 л.с., 1870 года постройки). Руководил экспедицией профессор зоологии Санкт-Петербургского университета Николай Петрович Вагнер.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Новости китайской пилотируемой лунной программы Новости китайской пилотируемой лунной программы

«Взгляд во Вселенную» и «Исследователь»: что происходит с Лунной программой КНР?

Наука и техника
Энергия вулкана Энергия вулкана

Obsidian — первая суперъяхта, которую Feadship передала заказчику в 2023 году

Y Magazine
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Вокруг света по «голубой воде» Вокруг света по «голубой воде»

Hallberg-Rassy — одна из лучших в мире верфей для парусных яхт открытого моря

Y Magazine
Всего две точки над «е»: приключения одной буквы Всего две точки над «е»: приключения одной буквы

Как и откуда взялась буква Ё?

Знание – сила
Идти навстречу светилу! Идти навстречу светилу!

История института солнечно-земной физики уходит корнями в докосмическую эру

Наука и жизнь
«Поддержка фундаментальной науки не мешает развитию прикладной» «Поддержка фундаментальной науки не мешает развитию прикладной»

Академик Александр Латышев — нужны ли вообще академические институты

Наука
Легенда с характером Легенда с характером

Чем российский любительский автоспорт лучше профессионального

Автопилот
Премия, или Поражение победителей, испытавших триумф Премия, или Поражение победителей, испытавших триумф

Как успех ученого может обернуться его же трагедией

Знание – сила
Восточный ветер Восточный ветер

Dongfeng – это вам не какой-то стартап, а компания более чем заслуженная

Автопилот
«Невидимка» Дуссе-Алинь «Невидимка» Дуссе-Алинь

Хабаровский край скрывает сохранившиеся в первозданном виде природные уголки

Наука и жизнь
Рабочий вариант Рабочий вариант

Изначально Sollers Atlant – это китайский малотоннажник Sunray

Автопилот
Креативная Вселенная Креативная Вселенная

Как прошел и чем завершился студенческий конкурс дизайна Omoda

Автопилот
Легкий характер Легкий характер

Sirena 48 — самая экономичная яхта на ботшоу в Каннах

Y Magazine
От Бэкона до Бэнкса: британская научная культура и принцип «общего блага» От Бэкона до Бэнкса: британская научная культура и принцип «общего блага»

Начиная с XVII века, Англия гордилась своими учеными и их научными достижениями

Знание – сила
Моя золотая долина… Моя золотая долина…

Интервью с академиком Анатолием Деревянко

Наука и жизнь
Персональный «остров» Персональный «остров»

Новый флагман финской компании Saxdor Yachts — Saxdor 400 GTO

Y Magazine
Дорога к свету Дорога к свету

QLED: в этих плоских панелях «упакованы» сразу две Нобелевские премии

ТехИнсайдер
Немного о жизни звезд Немного о жизни звезд

Как ведется классификация звезд

Наука и техника
Передел Европы. Часть I. Игры дипломатов Передел Европы. Часть I. Игры дипломатов

В отношениях Италии и Франции в 1919 году возникла трещина

Знание – сила
Плоды революции Плоды революции

В каком направлении идет развитие «тихой» яхтенной революции?

Y Magazine
Анатомия Жар-птицы Анатомия Жар-птицы

Кем могла бы быть волшебная Жар-птица с точки зрения науки?

Вокруг света
Да будет свет! Да будет свет!

Познакомимся с некоторыми особенностями катамарана Sól от Sunreef Yachts

Y Magazine
«О поверхностях мы не знаем ничего» «О поверхностях мы не знаем ничего»

Пластиковые отходы действительно можно превратить в доходы

Наука
Бизнес по-русски Бизнес по-русски

Arrizo 8 как симптом и символ

Автопилот
Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века

Падение Титуса Оутса, выдумавшего католический заговор

Знание – сила
Атомные гиганты полярных морей. Смена поколений Атомные гиганты полярных морей. Смена поколений

Зачем России XXI века нужны ледоколы?

Наука и техника
Гонимая и ненагражденная Гонимая и ненагражденная

Почему Лиза Мейтнер так и не получила Нобелевскую премию

Знание – сила
Издать любой ценой Издать любой ценой

У разных исторических периодов – свои «главные» энциклопедии

Вокруг света
Нефть можно получить даже из канализации Нефть можно получить даже из канализации

Водоросли могут стать надежным и экологически чистым источником топлива

Наука
Открыть в приложении