Насколько велик рынок грузоперевозок в России?

РБКBiznes

Илья Дмитриев: «Цифровые грузоперевозки — это «голубой океан» для бизнеса»

Насколько велик рынок грузоперевозок в России, каковы показатели его цифровизации и почему в отрасли ждут бурного роста диджитал-инструментов? На эти и другие вопросы РБК ответил Илья Дмитриев, управляющий директор и председатель совета директоров группы компаний «Монополия»

Беседовал Антон Погорельский

Илья Дмитриев, управляющий директор и председатель совета директоров группы компаний «Монополия»

Почему рынок уходит из серой зоны

РБК: Когда мы говорим о рынке грузоперевозок в России, о каких суммах идет речь?

И. Д.: Почти каждый товар, продающийся в магазине, перевезен грузовым автомобилем: на колесный транспорт приходится 70% объема всех перевозок в стране. Оценки рынка разнятся, хотя его масштаб способен удивить не погруженных в тему людей.

По данным Strategy Partners, рынок FTL (full truck load — грузоперевозки с полной загрузкой машин товаром одного заказчика. — РБК) достиг отметки в ₽1,9 трлн по итогам 2022 года. В исследовании аудиторско-консалтинговой компании Kept другая цифра — ₽3,5 трлн. Для сравнения: оборот рынка пассажирских такси в 2022 году снизился до ₽985 млрд.

РБК: С чем связан разброс цифр в оценках рынка?

И. Д.: С непрозрачностью части рынка и разной политикой агентств касательно того, каких перевозчиков включать в исследования.

РБК: Когда ожидать обеления рынка?

И. Д.: В ближайшие пять лет. Но без усилий крупных компаний результата не достичь. Например, у нас на платформе Monopoly.Online жесткие критерии отбора для попадания на площадку. Перевозчики и компании, которые не платят налоги, работают всерую, просто не смогут получить доступ.

РБК: Настолько такие цифровые решения характерны для сферы грузоперевозок в России?

И. Д.: По данным Kept, проникновение онлайн-решений в России не превышает 1%. В США показатель варьируется от 2 до 5%, в Китае — 11%. Разница вызвана разной степенью концентрации рынка. В США среди перевозчиков доминируют крупные компании: большим перевозчикам не нужны платформы, они самостоятельно строят бизнес. А в Китае — как и в России — на одного перевозчика в среднем приходится четыре грузовика.

Зарубежный опыт показывает, что рынок грузоперевозок способен развиваться, только оперируя большими данными. Их могут агрегировать логистические платформы. И это «голубой океан» для бизнеса: цифровые грузоперевозки ждет всплеск активности, сопоставимый разве что с бумом онлайн-торговли.

Отраслевые эксперты Kept ожидают, что уровень проникновения цифровых платформ на рынке FTL в России к 2026 году составит от 5 до 8%.

Для чего нужны агрегаторы перевозок

РБК: Зачем онлайн-платформы грузовладельцам?

И. Д.: Чтобы найти транспорт. Сейчас на рынке остро не хватает перевозчиков, растут тарифы — на 30–40% в год. Поэтому владельцы грузов готовы пробовать новое и открываться для небольших игроков. Компании, которые ранее были не готовы размещаться онлайн и работали только через тендерные контракты, сейчас представлены на онлайн-площадках. Это обеспечивает им бесперебойный вывоз товаров.

Кроме того, грузоотправители, имеющие собственный автопарк, сталкиваются с теми же проблемами, что и перевозчики: например, порожние пробеги (движение транспортного средства без груза от пункта выгрузки к пункту погрузки. — РБК). Тогда они приходят на сайт-агрегатор, чтобы взять груз и не ехать пустыми.

РБК: А зачем это транспортным компаниям?

И. Д.: Агрегаторы открывают доступ маленькому перевозчику к большому грузовладельцу. Обычно крупный грузовладелец распределяет тендерные заказы между 10–15 крупными подрядчиками, и предприниматель с одной или несколькими фурами не может попасть в этот список. Агрегаторы получают эти заказы и распределяют их между грузоперевозчиками: и крупными, и малыми, и даже ИП с единственным грузовиком.

Кроме того, бизнес перевозчика начинает работать эффективнее, когда пробеги без груза становятся минимальными. С ограниченным числом заказчиков риск ехать пустым возрастает. Платформа дает доступ к большому объему заказов по любому направлению и времени.

РБК: Почему возник дефицит грузоперевозчиков?

И. Д.: Это очень капиталоемкий рынок: грузовики и их обслуживание стоят дорого. Помимо этого, не хватает водителей, а в логистическом бизнесе много барьеров, из-за которых сюда не заходят игроки с небольшими деньгами. Зато для компаний с крупными бюджетами и инвесторов это предельно привлекательный рынок.

Пока насыщение не произошло, крупные игроки стараются по мере сил помогать малым компаниям. К примеру, в рамках проекта «Монополия.Бизнес» мы предоставляем водителям фуры в аренду с правом выкупа по условиям более выгодным, чем в среднем по рынку. Мы также обеспечиваем скидками на топливо, системой дорожных сервисов и потоком заявок. Сама идея платформы — дать маленькому перевозчику инструменты большой компании.

По данным Kept, в 2022 году на рынке FTL-перевозок эксплуатировали 584 тыс. тягачей. В сегменте в основном работают физлица и индивидуальные предприниматели. Преимущественно они пользуются фурами, чей срок эксплуатации превышает 15 лет.

Куда движутся онлайн-платформы

РБК: Как работают онлайн-платформы для организации грузоперевозок?

И. Д.: Они позволяют грузовладельцам любого размера размещать заявки на онлайн-витрине. С помощью алгоритмов динамического ценообразования заявки распределяются между перевозчиками. На всем пути взаимодействия с платформой они могут пользоваться множеством сервисов: удобные мобильные приложения для логистов и водителей, быстрые оплаты за рейс, покупка топлива со скидками, дорожные сервисы, удобный документооборот и аналитика по рейсу. Так работает Monopoly.Online и аналогичные агрегаторы.

РБК: Чего не хватает российским онлайн-платформам для грузоперевозок?

И. Д.: Выявления реальных проблем клиентов с помощью исследований и обратной связи. Главная «боль» перевозчиков — это кассовый разрыв, так как оплата от отправителя зачастую приходит через два-три месяца. Это сложившаяся асимметрия рынка: у небольших перевозчиков нет переговорной силы для того, чтобы получать приемлемые условия. Они вынуждены соглашаться на большие сроки оплат, лишаясь средств на развитие бизнеса, а порой и на текущие платежи.

Все площадки стремятся решить эту проблему. Все больше компаний заключают партнерства с факторинговыми сервисами и банками. Мы тоже развиваемся, расширяя портфель финтех-продуктов. К примеру, мы одними из первых в России запустили оплату перевозчикам сразу после погрузки без комиссии.

РБК: Откуда берете на это деньги?

И. Д.: Пока из оборотного капитала. Дорого, но что поделать: без инвестиций не добиться роста. Сейчас ведем переговоры с несколькими финансовыми институтами: рассчитываем, что дальше с их помощью сможем переводить оплату перевозчикам быстрее, не расходуя при этом собственный капитал.

РБК: Какой еще функционал востребован на рынке?

И. Д.: Алгоритмы динамического ценообразования. Они позволяют выстроить справедливую для всех цену на перевозку. Только крупные платформы обладают тем объемом данных, которые позволяют алгоритмам работать качественно и эффективно соединять груз и перевозчика. В то же время это не означает, что отправители грузов понесут больше расходов на логистику. Наоборот, это будет win-win.

РБК: Как дальше развиваться онлайн-платформе для грузоперевозок?

И. Д.: Необходимо пристальнее смотреть на возможности неорганического роста. В этом году мы завершили сделку по приобретению контрольного пакета в группе компаний конкурента. Сделка позволила расширить регионы присутствия, увеличить обороты, масштабировать проект «Монополия.Бизнес».

Поэтому для себя рассматриваем различные варианты роста, в том числе за счет новых сделок по приобретению игроков на рынке.

Кроме того, сейчас компании-агрегаторы в России и мире интересуют сегменты, которые дополнят ценностное предложение и увеличат портфель цифровых продуктов.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Как российские бизнес-школы реагируют на рыночные изменения Как российские бизнес-школы реагируют на рыночные изменения

Как российский рынок бизнес-образования адаптируется к новым условиям?

РБК
Общественный и зеленый Общественный и зеленый

Как тренд на экологичность скажется на развитии транспорта

РБК
Сохранить написанное Сохранить написанное

Что позволяет сохранить написанное для потомков?

Знание – сила
Странствия доктора Парацельса Странствия доктора Парацельса

Он был неучтив, не признавал авторитетов, но потомки признали его великим ученым

Знание – сила
Почва в объективе микроскопа Почва в объективе микроскопа

Микроморфология — наука, изучающая тонкие срезы почвы

Наука и жизнь
Познавательное кино Познавательное кино

Что такое научпоп в кино? Зачем его снимают? Кто его смотрит?

Знание – сила
Воссоединенные штаты Воссоединенные штаты

Подбор кадров с помощью ИИ и другие тренды года в сфере HR

РБК
Российские писатели – Нобелевские лауреаты Российские писатели – Нобелевские лауреаты

Художники слова – Пастернак и Солженицын, Шолохов, Бродский и Бунин

Знание – сила
Инфляция привела к шринкфляции Инфляция привела к шринкфляции

Почему производители пищевой продукции уменьшают размеры упаковки

Агроинвестор
Слияния без шоков и рисков Слияния без шоков и рисков

Как агрохолдинги растут за счет сделок M&A

Агроинвестор
Откуда взошла Луна Откуда взошла Луна

Астрономы давно ломают голову над происхождением Луны

Вокруг света
Премия, или Поражение победителей, испытавших триумф Премия, или Поражение победителей, испытавших триумф

Сто девяносто лет назад в Стокгольме родился Альфред Нобель

Знание – сила
Константин Маслаков: «Эволюция городов связана с развитием метро» Константин Маслаков: «Эволюция городов связана с развитием метро»

Метро остается одним из самых экологичных видов транспорта

РБК
Желанное искусство каллипедии Желанное искусство каллипедии

Каллипедия — что это за искусство и как оно связано со сказками?

Знание – сила
Метаморфозы спутника Метаморфозы спутника

Как изменились представления о Селене со времен «Незнайки на Луне»

Вокруг света
Звёздная пыль Звёздная пыль

Пыль в космосе представляет собой очень эффектное зрелище

Наука и техника
5 принципов создания «умных» городов, переживших глобальный бум ESG 5 принципов создания «умных» городов, переживших глобальный бум ESG

Самые удачные принципы, которые помогают сделать городскую среду устойчивее

РБК
Две эволюции: сходства и различия Две эволюции: сходства и различия

Простая и изящная дарвиновская модель эволюции в лингвистике

Знание – сила
Классовые разногласия Классовые разногласия

Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России?

РБК
Мировой рекорд Мировой рекорд

Рекорд «Русского Витязя»

Знание – сила
В ритме сердца В ритме сердца

Разговор с профессором МФТИ К. И. Агладзе о том, что такое аритмия

Знание – сила
Быстро – не значит без ошибок Быстро – не значит без ошибок

Человек разумный очень сильно отличается от других представителей животного мира

Знание – сила
Сергей Безбородов: «Продолжим строить бизнес по собственным правилам» Сергей Безбородов: «Продолжим строить бизнес по собственным правилам»

Сергей Безбородов вспоминает о рождении компании Qtec

РБК
О Моцарте и Сальери О Моцарте и Сальери

Тема часов, отведенного человеку времени была весьма значима для Моцарта

Знание – сила
Василий Розанов: возле русской идеи Василий Розанов: возле русской идеи

«Покажите мне Ленина. Ужасно интересуюсь. Я – монархист Розанов»

Знание – сила
Тени на экране Тени на экране

Актриса Вера Холодная — один из самых красивых мифов русской культуры

Знание – сила
От синемаскопа к «креативной индустрии» От синемаскопа к «креативной индустрии»

Прежде чем углубиться в тайны кино, обратимся к современному книгопечатанию

Знание – сила
Зажечь плазму для термояда и сделать зеркало для рентгена Зажечь плазму для термояда и сделать зеркало для рентгена

Академик Григорий Денисов — чем занимаются физики в ИПФ РАН Нижнего Новгорода

Наука и жизнь
Петергофские фонтаны Петергофские фонтаны

Петергофский дворцовый комплекс — одно из масштабных начинаний Петра Первого

Знание – сила
«Новый вызов для лидеров нашего времени» «Новый вызов для лидеров нашего времени»

Кому нужно ESG-образование, зачем и чему учиться

РБК
Открыть в приложении