Премия, или Поражение победителей, испытавших триумф
Окончание. Начало в «З-С» № 10/2023.
Опередившие время
Вернемся к ученым, опередившим время. Совсем недавно мир отмечал 60 лет с тех пор, как в 1962 году Фрэнсис Крик, Джеймс Уотсон и Морис Уилкинс получили Нобелевскую премию «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот», или, в просторечии, за расшифровку структуры ДНК. Их работа стала одной из важнейших вех в истории современной науки.
А вот другую дату, которая отмечалась в октябре 2022 года, мало кто помнит: 145 лет со дня рождения американского медика и молекулярного биолога Освальда Эвери (1877—1955), уроженца Канады. Но именно он на основании экспериментов, которые он проводил в 1930—1940‑х годах вместе с Колином Маклаудом (1909—1972) и Маклином Маккарти (1911—2005), первым пришел к выводу, что носителем наследственной информации у живых организмов является молекула ДНК. В феврале 1944 года в «Journal of Experimental Medicine» вышла их классическая работа на эту тему (в открытом доступе в интернете ее легко найти и сегодня). Ранее считалось, что генетическая информация содержится в белках.
Однако идея Эвери и его коллег поначалу не получила признания. Например, известный в то время американский биохимик Альфред Мирски (1900—1974), будучи как раз специалистом по нуклеиновым кислотам, был убежден, что гены могут состоять только из белка, а потому при каждом удобном случае критиковал и высмеивал Эвери.
По его мнению, Эвери ошибся еще на стадии подготовки эксперимента. Он плохо изолировал нуклеиновую кислоту, а потому в препаратах, использованных им, сохранились протеины. Они-то и передавали наследственную информацию. «Каждый, кто готовил препараты нуклеиновых кислот, знает, что следы белков, вероятно, остаются даже в лучших из них», – поучал этих вечно спешащих «гениев» мудрый и проницательный Мирски.