Солнце Тосканы
Свет солнца и полумрак прохладной винсантайи – два условия, необходимые для рождения вин санто, знаменитого тосканского вина. Автор «Вокруг света» исследует «темное прошлое» этого солнечного напитка.
Вин санто – гордость виноделов Тосканы
На родине Данте, Леонардо и Микеланджело, ощущение насыщенности пространства историями из богатого и славного прошлого не покидает путешественника, даже если в эти края его привел фуд-туризм. У Тосканы, как у каждого региона Италии, есть свои выпеченные по старинным рецептам хлеба, свои сорта оливкового масла и винные марки, среди которых почетное место занимает сладкое вин санто. Сбор белого винограда для него начинается осенью, в теплые солнечные дни, а потом гроздья долго сушатся в особых помещениях – винсантайях. Стоя у витрины одного из магазинчиков со специалитетами в центре Флоренции, столицы региона, я залюбовалась этим янтарным эликсиром разных оттенков: как будто свет щедрого тосканского солнца разлили по бутылкам. Сладкое вино пассито из подвяленного винограда столетиями делают практически по всей Италии. Но именно в Тоскане оно известно как вин санто – «святое вино». «Вы не знаете, почему его так называют?» – интересуюсь я у продавца. Тот пожимает плечами: версий много, а истина наверняка затерялась в веках. Значит, пора начинать расследование, главное – знать, кого спросить.
Флоренция: хлеб и вино
В центре Флоренции у любого закоулка и старинного здания есть своя особенная история, и многим из этих историй по меньшей мере лет пятьсот. Я иду по фешенебельной улице Торнабуони. Веками она была своего рода светским салоном города: на ней, как и ныне, располагались дорогие магазины, а во дворцах жили знатные особы. Вот палаццо семьи Антинори – великих виноделов Тосканы. На углу здания сохранилось винное оконце, через которое в старину шла бойкая торговля напитками в бутылках в плетеном чехле, называемых фьяско. Во внутреннем дворике выставлена большая телега, нагруженная этими фьяско рядов в десять друг на друге – так еще в начале прошлого века во Флоренцию ввозили вино из района Кьянти. «Карро матто», «безумная повозка» – окрестили флорентийцы эту конструкцию, которая, кажется, вот-вот обрушится.