Квалифицированный заказчик: как получаются замечательные школьные здания
Меня зовут Елена Аралова, моя команда ED Architecture — архитекторы, инженеры, социологи и прочие умные люди — придумывает, проектирует, строит и оснащает необычные инновационные школы.
Зпоследние шесть лет мы сделали 19 выдающихся школ — как архитекторы и инженеры. Еще порядка 30 находятся на этапе проектирования или строительства. Компания работала с пятью десятками людей, которые решили вложить от 1,5 млрд до 20 млрд руб. в строительство новых школ. Из этого опыта мы вынесли несколько практических наблюдений. В каких случаях получаются инновационные, выдающиеся школьные здания? Почему иногда случается магия — и школа оказывается живой, бурлящей, настоящей,— а иногда она остается просто «дорогим зданием»?
Есть несколько условий, предшествующих появлению замечательных школьных зданий
У таких школ была сильная, амбициозная педагогическая команда, которую собирали и готовили заблаговременно.
Ярчайший пример — школа «Летово», которая по итогу 2022 года стала лучшей частной IB-школой мира. Она открыла двери 1 сентября 2018 года, но отбор управляющего персонала начался еще в 2014–2015 годах. На то, чтобы найти первых учителей для проекта, ушло несколько месяцев, а чтобы найти директора, инвестор «Летово» Вадим Мошкович инициировал многоэтапный всероссийский конкурс, в нем участвовали почти 2 тыс. учителей и директоров со всей России. После долгого поиска инвестор выбрал на эту должность эксперта, который изначально должен был оценивать соискателей. «Я встречался с кандидатами из финальной двадцатки, но так и не выбрал директора,— рассказывал господин Мошкович Forbes.— "Летово" требовался человек с редкой компетенцией — стратегическое видение плюс умение разбираться в деталях и понимание, что и как делать с нуля. А у Михаила Мокринского, работавшего в нашей отборочной комиссии,— полный набор этих качеств. Он 20 лет руководил школой №1535 и сделал ее одной из лучших в Москве, лидером многих рейтингов. И я предложил ему стать директором "Летово"».