Роза севера
Самые могущественные во Франции XIII века «спонсоры» подарили Шартрскому собору розу. Чтобы увидеть ее во всей красе – нужен свет.
«Бог есть свет» – эту мысль развивал на практике человек, которого называют «отцом готической архитектуры», – аббат Сугерий. Базилика монастыря Сен-Дени, перестроенная по его инициативе в 1140-е годы, стала первым образцом нового стиля, который перенимали по всей Европе. Важнейшим элементом этой архитектуры стали огромные витражи. Главная составляющая, без которой нет витража, – свет. Но чтобы впустить этот свет, понадобились революционные изменения в архитектуре. Стрельчатые своды, укрепленные каменными ребрами, в сочетании с контрфорсами (вертикальными внешними выступами) и с выносными полуарками эффективно распределяли нагрузку на несущие стены, что позволило увеличить площадь окон. Витражи преображали свет, льющийся сквозь них: интерьер как будто наполнялся сиянием самоцветов, уподобляясь стенам Небесного Иерусалима, которые в Откровении Иоанна Богослова предстают сложенными из драгоценных камней.
Оформление готического собора подчинено единой художественной программе, опиравшейся на канон. Храм, с одной стороны, был отражением сотворенной Богом Вселенной, а с другой рассказывал историю мира от его сотворения до Страшного Суда, от грехопадения рода человеческого до спасения его Иисусом Христом. Изобразительная программа была рассчитана на разные уровни восприятия. Наиболее узнаваемые сюжеты скульптуры и витражей служили «Библией для неграмотных», оживляя в памяти прихожан, далеких от книжной культуры, истории и постулаты, услышанные в проповедях. А люди образованные, прежде всего духовенство, могли оценить стройность замысла, с которым воплощалась священная история, найти параллели с богословскими трактатами.