Африка и мир: музыка нас связала
Влияние африканской музыки на мировую музыкальную культуру широко известно и хорошо изучено. Достаточно вспомнить, например, об африканских корнях блюза и джаза. Куда меньше известно, что инструменты, на которых исполняется музыка этих и многих других жанров, тоже пришли с Африканского континента.
Банджо
Банджо
знакомо любителям музыки по одной из самых известных американских песен «О, Сусанна», в которой поется: «Еду я из Алабамы, банджо на бедре держа». Этот струнный инструмент, внешне похожий на мандолину, с насыщенным, но резким и ярким звучанием, имеет отчетливое африканское происхождение. Еще в 1621 году британец Ричард Джобсон, путешествуя по Гамбии, описал похожий на банджо инструмент, который он назвал бандор (возможно, название «банджо» и пошло от диалектного произношения этого португальского слова). Вероятнее всего, путешественник имел в виду аконтинг — струнный инструмент народа диола (населяет Сенегал, Гамбию и Гвинею-Бисау), состоящий из корпуса и длинного грифа с тремя струнами. На аконтинг похожи ксалам из Сенегала и нгони, на котором играют в Мали, Гвинее и Кот-д`Ивуаре.
В Америке вывезенные из Африки рабы делали банджо из тыкв, на которые натягивали шкуры животных. Гриф был деревянным, струны изготавливали из кишок или растительных волокон. Письменные упоминания о банджо в Северной Америке и бассейне Карибского моря датированы XVII-XVIII веками. Долгое время инструмент пользовался популярностью только среди рабов и в сельской народной культуре, пока его не прославили знаменитые шоу менестрелей — популярные в середине XIX века выступления белых артистов с «африканским» гримом, которые представляли комические сценки из жизни темнокожих, исполняли характерные для них музыку и танцы.