Монстры, гедонисты и бесконечно красивые моллюски: готико-романтический взгляд британских исследователей
Существует представление об ученых, действующих в рамках естественных наук, как о людях, профессионально отражающих объективную реальность. Тем не менее знания о естественной истории Земли, которым мы доверяем сегодня, являются результатом накопления не только вещественных источников и выведенных фактов на предшествующих этапах развития науки, но и философских концепций, достижений художественной культуры, определявших идейный фон и повседневность ученых прошлого.
В конце XVIII – начале XIX века на фоне революций, войн и социальных сдвигов, сотрясавших континентальную Европу, в Великобритании зародилась готическая культура, проявившаяся в литературе ужасов, массовом интересе к сверхъестественным явлениям, теме смерти и средневековой культурной традиции. Она оказала влияние на искусство романтизма, а в викторианский период получила дальнейшее развитие. Многими исследователями готической культуры подчеркивается взаимосвязь между ее возникновением и кризисом рациональности.
Российский социолог Д. Р. Хапаева в своем исследовании «Готическое общество: морфология кошмара» утверждает, что массовый интерес к пугающему не является неотъемлемой частью человеческой культуры, а возникает в отдельные исторические периоды, характеризующиеся специфическим состоянием общества, которое сама исследовательница определяет как «соскальзывание в кошмар необъяснимого». В условиях, когда окружающий мир перестает быть понятным, а обществу не предложено адекватное объяснение или исчерпывающая система идей, попытки рационального понимания отходят на второй план.