«Новый вызов для лидеров нашего времени»
Кому нужно ESG-образование, зачем и чему учиться
Принципы устойчивого развития и ESG-трансформация для российского бизнеса сохраняют свою актуальность, несмотря на глобальные геополитические и экономические перемены. При этом внедрять новые стратегии в свою работу бизнесу зачастую мешает в первую очередь именно отсутствие нужных знаний. Какое оно, образование в сфере ESG, и чему должны научиться управленцы, чтобы прийти к устойчивому развитию своего дела? Ответы на эти вопросы дает руководитель Школы управления «Сколково» Александр Ким.
Немного статистики
В конце 2021 года — начале 2022 года 70% респондентов исследования «Корпоративное управление и ESG-трансформация российских компаний», которое провел Центр устойчивого развития «Сколково», отмечали растущие требования инвесторов как ключевой фактор, подталкивающий к ESG-деятельности. Тем не менее примерно такой же процент респондентов (около 70%) выделяли растущие требования и других заинтересованных сторон, которые играют не меньшую роль. Это и регуляторы, и потребители, и сотрудники компаний, которым важно совпадение ценностей, и новые партнеры.
Именно это мы сейчас и наблюдаем на рынке — регулятор активно стимулирует повестку, крупный российский бизнес продолжает реализовывать собственные стратегии в области устойчивого развития, а потребители, особенно в крупных городах, становятся все более ответственными. К тому же новые рынки, преимущественно азиатские, развивают собственные стратегии в области ESG как на национальном, так и на корпоративном уровне.
Роль образовательных организаций и исследовательских центров возрастает на фоне того, что бизнес не полностью понимает суть ESG-аспектов и их интеграции в свою деятельность. Это также подтверждают результаты исследования: по мнению членов совета директоров (СД) и директоров по устойчивому развитию (CSO) крупных российских компаний, одним из ключевых препятствий на пути ESG-трансформации является отсутствие необходимых навыков. К тому же около 50% членов СД признались, что им зачастую недостает знаний и компетенций в области устойчивого развития для принятия решений.
Кто в ответе за внедрение ESG?
Именно поэтому необходимо обучать всех сотрудников компании — от отдельных департаментов до членов СД и топ-менеджмента. Устойчивое развитие, будучи стратегическим направлением деятельности, пронизывает все бизнес-процессы, а значит, каждый должен понимать, что это такое и для чего это важно конкретной компании.
При этом уровень погружения в повестку может быть разным. Органам управления в большей степени необходимы компетенции, связанные со стратегическим и системным мышлением, а функциональным подразделениям — более глубокие знания по применимым ESG-аспектам для реализации конкретных проектов. Поэтому недостаточно разработать только один вводный курс и рассчитывать на успешную ESG-трансформацию — нужен комплексный подход к обучению сотрудников.
Основываясь на своем опыте, Школа управления «Сколково» выработала видение того, каким навыкам и компетенциям необходимо обучать разные уровни сотрудников в компании. Мы выделили семь ключевых направлений:
- ориентация в контексте (базовые понятия, концепции, стандарты и др.),
- стратегическое мышление (тренды, целеполагание, риски, системное мышление),
- понимание специфики отрасли (оценка существенности, координация разных операционных функций и комплексных проектов),
- оценка импакта (экологическая, социальная и экономическая оценка),
- эффективная коммуникация («устойчивый» маркетинг, отчетность, ESG-рейтинги),
- инновационность (разработка новых услуг и продуктов, цифровые решения),
- учет потребностей заинтересованных сторон (создание устойчивого ценностного предложения для клиента, переговоры, решение конфликтов и др.).
Директору по устойчивому развитию необходимо развиваться по всем указанным направлениям. Для органов управления оценка импакта и эффективная коммуникация не обязательны. А функциональным подразделениям, помимо ориентации в контексте, желательно сконцентрироваться на том, чем они занимаются внутри компании и где могут быть задействованы.
В свете последних событий помимо профессиональных навыков (hard skills) актуальными становятся также мягкие (soft skills) и самонавыки (selfskills). Среди них можно выделить кризис-менеджмент, ведение переговоров, осознанность и управление собой, а также эмоциональный интеллект.
Нужна ли отдельная образовательная программа?
Тема устойчивого развития постепенно интегрируется в разные образовательные продукты. Например, в этом году мы впервые провели модуль по устойчивому развитию в рамках программы МВА, стараясь по максимуму охватить все необходимые для наших студентов темы и давая им возможность реализовать полученные знания сразу на практике. Это важный для нас шаг, поскольку ведущие бизнес-школы в мире уже интегрируют ESG в программы МВА — в зависимости от региона теме уделяется от 14 до 30% основных часов обучения.
Модуль по устойчивому развитию длился четыре дня, каждый из которых был посвящен отдельной теме. В первый день участники программы погрузились в стратегический контекст, ключевые тренды и изменения, которые произошли в повестке на фоне глобальных перемен, обсудили роль бизнеса в устойчивом развитии и преимущества от его интеграции в деятельность компании, познакомились с этапами ESG-трансформации на примере успешных бизнес-кейсов.
Во второй и третий дни изучаются операционная деятельность и функциональные роли — устойчивые цепочки поставок и циклическая экономика, цифровые решения для ESG-трансформации, ответственные финансы и ESG-рейтинги, а также оценка импакта.
Не обходится и без обсуждения этических вопросов и «устойчивого» лидерства, а также без гостевых лекций, на которых можно задавать вопросы практикам рынка в спокойной атмосфере за закрытыми дверями.
Но и отдельные программы, сосредоточенные на ESG, тоже востребованы. Это показывают первые данные из нового исследования Центра устойчивого развития, которое готовится к публикации, — «Молодое поколение как драйвер ESG-трансформации в России». Для него аналитики опросили более тысячи человек. Выяснилось, что примерно каждый третий респондент планирует получать дополнительное образование в области устойчивого развития.
При этом дистанционные форматы обучения сохраняют приоритетные позиции. Востребованность онлайн-образования подтверждает также наш опыт с проведением Осенней школы устойчивого развития «Сколково-2022», в которой удалось собрать на нашей площадке участников из более 50 городов России.
Резюмируем
С уверенностью могу сказать, что в области ESG, как и в других, нужен симбиоз образовательного и исследовательского процессов. Потому что второе дополняет первое.
В школе управления «Сколково» для этих целей как раз и существует Центр устойчивого развития, который проводит актуальные для рынка исследования и реализует консалтинговые проекты. Это позволяет использовать в обучении свежие качественные и количественные данные, кейсы и инструменты, наработанные в процессе исследовательской деятельности. Кроме того, центр интегрирует элементы консалтинга. Консалтинг также, в свою очередь, может сопровождаться проведением стратегических сессий и другими элементами исследовательской деятельности.
Важно не просто интегрировать устойчивое развитие в образовательный процесс, чтобы отдать дань моде. Это нужно, чтобы оказывать положительный эффект на развитие бизнеса, государства и общества.
Устойчивое развитие — это новый вызов для лидеров нашего времени, которые должны трансформировать бизнес в условиях турбулентности, просчитывать риски, а еще — привносить новые ценности и смыслы в деятельность, учитывая долгосрочные приоритеты. В корпоративном мире мы привыкли думать, что такие лидеры находятся на вершине иерархии. И в текущих реалиях это зачастую является правдой: многим компаниям для ESG-трансформации необходимо решение руководства. Однако схема может работать и в обратную сторону, когда новые идеи рождаются среди сотрудников, которые также являются носителями ДНК компании и видят возможности для развития в новых направлениях.