Кому нужно ESG-образование, зачем и чему учиться

РБКBiznes

«Новый вызов для лидеров нашего времени»

Кому нужно ESG-образование, зачем и чему учиться

Автор: Александр Ким, руководитель Школы управления «Сколково»

Фото: пресс-служба

Принципы устойчивого развития и ESG-трансформация для российского бизнеса сохраняют свою актуальность, несмотря на глобальные геополитические и экономические перемены. При этом внедрять новые стратегии в свою работу бизнесу зачастую мешает в первую очередь именно отсутствие нужных знаний. Какое оно, образование в сфере ESG, и чему должны научиться управленцы, чтобы прийти к устойчивому развитию своего дела? Ответы на эти вопросы дает руководитель Школы управления «Сколково» Александр Ким.

Немного статистики

В конце 2021 года — начале 2022 года 70% респондентов исследования «Корпоративное управление и ESG-трансформация российских компаний», которое провел Центр устойчивого развития «Сколково», отмечали растущие требования инвесторов как ключевой фактор, подталкивающий к ESG-деятельности. Тем не менее примерно такой же процент респондентов (около 70%) выделяли растущие требования и других заинтересованных сторон, которые играют не меньшую роль. Это и регуляторы, и потребители, и сотрудники компаний, которым важно совпадение ценностей, и новые партнеры.

Именно это мы сейчас и наблюдаем на рынке — регулятор активно стимулирует повестку, крупный российский бизнес продолжает реализовывать собственные стратегии в области устойчивого развития, а потребители, особенно в крупных городах, становятся все более ответственными. К тому же новые рынки, преимущественно азиатские, развивают собственные стратегии в области ESG как на национальном, так и на корпоративном уровне.

Роль образовательных организаций и исследовательских центров возрастает на фоне того, что бизнес не полностью понимает суть ESG-аспектов и их интеграции в свою деятельность. Это также подтверждают результаты исследования: по мнению членов совета директоров (СД) и директоров по устойчивому развитию (CSO) крупных российских компаний, одним из ключевых препятствий на пути ESG-трансформации является отсутствие необходимых навыков. К тому же около 50% членов СД признались, что им зачастую недостает знаний и компетенций в области устойчивого развития для принятия решений.

Кто в ответе за внедрение ESG?

Именно поэтому необходимо обучать всех сотрудников компании — от отдельных департаментов до членов СД и топ-менеджмента. Устойчивое развитие, будучи стратегическим направлением деятельности, пронизывает все бизнес-процессы, а значит, каждый должен понимать, что это такое и для чего это важно конкретной компании.

При этом уровень погружения в повестку может быть разным. Органам управления в большей степени необходимы компетенции, связанные со стратегическим и системным мышлением, а функциональным подразделениям — более глубокие знания по применимым ESG-аспектам для реализации конкретных проектов. Поэтому недостаточно разработать только один вводный курс и рассчитывать на успешную ESG-трансформацию — нужен комплексный подход к обучению сотрудников.

Основываясь на своем опыте, Школа управления «Сколково» выработала видение того, каким навыкам и компетенциям необходимо обучать разные уровни сотрудников в компании. Мы выделили семь ключевых направлений:

  • ориентация в контексте (базовые понятия, концепции, стандарты и др.),
  • стратегическое мышление (тренды, целеполагание, риски, системное мышление),
  • понимание специфики отрасли (оценка существенности, координация разных операционных функций и комплексных проектов),
  • оценка импакта (экологическая, социальная и экономическая оценка),
  • эффективная коммуникация («устойчивый» маркетинг, отчетность, ESG-рейтинги),
  • инновационность (разработка новых услуг и продуктов, цифровые решения),
  • учет потребностей заинтересованных сторон (создание устойчивого ценностного предложения для клиента, переговоры, решение конфликтов и др.).

Директору по устойчивому развитию необходимо развиваться по всем указанным направлениям. Для органов управления оценка импакта и эффективная коммуникация не обязательны. А функциональным подразделениям, помимо ориентации в контексте, желательно сконцентрироваться на том, чем они занимаются внутри компании и где могут быть задействованы.

В свете последних событий помимо профессиональных навыков (hard skills) актуальными становятся также мягкие (soft skills) и самонавыки (selfskills). Среди них можно выделить кризис-менеджмент, ведение переговоров, осознанность и управление собой, а также эмоциональный интеллект.

Нужна ли отдельная образовательная программа?

Тема устойчивого развития постепенно интегрируется в разные образовательные продукты. Например, в этом году мы впервые провели модуль по устойчивому развитию в рамках программы МВА, стараясь по максимуму охватить все необходимые для наших студентов темы и давая им возможность реализовать полученные знания сразу на практике. Это важный для нас шаг, поскольку ведущие бизнес-школы в мире уже интегрируют ESG в программы МВА — в зависимости от региона теме уделяется от 14 до 30% основных часов обучения.

Модуль по устойчивому развитию длился четыре дня, каждый из которых был посвящен отдельной теме. В первый день участники программы погрузились в стратегический контекст, ключевые тренды и изменения, которые произошли в повестке на фоне глобальных перемен, обсудили роль бизнеса в устойчивом развитии и преимущества от его интеграции в деятельность компании, познакомились с этапами ESG-трансформации на примере успешных бизнес-кейсов.

Во второй и третий дни изучаются операционная деятельность и функциональные роли — устойчивые цепочки поставок и циклическая экономика, цифровые решения для ESG-трансформации, ответственные финансы и ESG-рейтинги, а также оценка импакта.

Не обходится и без обсуждения этических вопросов и «устойчивого» лидерства, а также без гостевых лекций, на которых можно задавать вопросы практикам рынка в спокойной атмосфере за закрытыми дверями.

Но и отдельные программы, сосредоточенные на ESG, тоже востребованы. Это показывают первые данные из нового исследования Центра устойчивого развития, которое готовится к публикации, — «Молодое поколение как драйвер ESG-трансформации в России». Для него аналитики опросили более тысячи человек. Выяснилось, что примерно каждый третий респондент планирует получать дополнительное образование в области устойчивого развития.

При этом дистанционные форматы обучения сохраняют приоритетные позиции. Востребованность онлайн-образования подтверждает также наш опыт с проведением Осенней школы устойчивого развития «Сколково-2022», в которой удалось собрать на нашей площадке участников из более 50 городов России.

Резюмируем

С уверенностью могу сказать, что в области ESG, как и в других, нужен симбиоз образовательного и исследовательского процессов. Потому что второе дополняет первое.

В школе управления «Сколково» для этих целей как раз и существует Центр устойчивого развития, который проводит актуальные для рынка исследования и реализует консалтинговые проекты. Это позволяет использовать в обучении свежие качественные и количественные данные, кейсы и инструменты, наработанные в процессе исследовательской деятельности. Кроме того, центр интегрирует элементы консалтинга. Консалтинг также, в свою очередь, может сопровождаться проведением стратегических сессий и другими элементами исследовательской деятельности.

Важно не просто интегрировать устойчивое развитие в образовательный процесс, чтобы отдать дань моде. Это нужно, чтобы оказывать положительный эффект на развитие бизнеса, государства и общества.

Устойчивое развитие — это новый вызов для лидеров нашего времени, которые должны трансформировать бизнес в условиях турбулентности, просчитывать риски, а еще — привносить новые ценности и смыслы в деятельность, учитывая долгосрочные приоритеты. В корпоративном мире мы привыкли думать, что такие лидеры находятся на вершине иерархии. И в текущих реалиях это зачастую является правдой: многим компаниям для ESG-трансформации необходимо решение руководства. Однако схема может работать и в обратную сторону, когда новые идеи рождаются среди сотрудников, которые также являются носителями ДНК компании и видят возможности для развития в новых направлениях.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся» Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся»

Виталий Алтухов о тонкостях профориентации и карьерного трека

РБК
Древняя змея и ископаемая летучая мышь из раннего плейстоцена Древняя змея и ископаемая летучая мышь из раннего плейстоцена

Пещера Таврида в Крыму — кладезь фауны эпохи раннего плейстоцена

Наука и жизнь
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Александр Ведяхин: «ESG прошло стресс-тест» Александр Ведяхин: «ESG прошло стресс-тест»

ESG-повестка снова набирает обороты

РБК
Мифы и факты: что открыл Галилео Галилей Мифы и факты: что открыл Галилео Галилей

В чем ошибся Галилей

Вокруг света
Мировой рекорд Мировой рекорд

Рекорд «Русского Витязя»

Знание – сила
Российские писатели – Нобелевские лауреаты Российские писатели – Нобелевские лауреаты

Художники слова – Пастернак и Солженицын, Шолохов, Бродский и Бунин

Знание – сила
О Моцарте и Сальери О Моцарте и Сальери

Тема часов, отведенного человеку времени была весьма значима для Моцарта

Знание – сила
Гиппо в Мзима Спрингс Гиппо в Мзима Спрингс

В зеленой толще водяные кони появляются, как тени, скользя над поверхностью дна

Знание – сила
Аридизация как данность Аридизация как данность

Насколько опасна аридизация Центральной и Южной Европы?

Знание – сила
Инфляция привела к шринкфляции Инфляция привела к шринкфляции

Почему производители пищевой продукции уменьшают размеры упаковки

Агроинвестор
«Были-небыли» «Были-небыли»

В Туме, поселке на севере Рязанской области, среди мещерских лесов есть музей

Знание – сила
Ракетные атомные подводные лодки стран НАТО Ракетные атомные подводные лодки стран НАТО

В 1976 году в США на воду сходит ракетная лодка нового поколения «Огайо»

Наука и техника
Петергофские фонтаны Петергофские фонтаны

Петергофский дворцовый комплекс — одно из масштабных начинаний Петра Первого

Знание – сила
Больше пены Больше пены

Что такое пена с точки зрения химии?

Наука и жизнь
В глубинах сапфировых облаков: путешествие на Нептун В глубинах сапфировых облаков: путешествие на Нептун

Так ли на Нептуне всё тихо и спокойно, как кажется на первый взгляд?

Наука и жизнь
Странствия доктора Парацельса Странствия доктора Парацельса

Он был неучтив, не признавал авторитетов, но потомки признали его великим ученым

Знание – сила
Премия, которую не вспоминают Премия, которую не вспоминают

Как Юлиус Вагнер-Яурегг был признан за метод лечения прогрессивного паралича

Знание – сила
Сохранить написанное Сохранить написанное

Что позволяет сохранить написанное для потомков?

Знание – сила
Красоты Сихотэ-Алиня Красоты Сихотэ-Алиня

Сихотэ-Алиня — прекрасный и чудесный мир контрастов

Знание – сила
Слово в небе Слово в небе

Необычный случай из книги «Воля Вселенной»

Наука и жизнь
Великий немой обретает речь Великий немой обретает речь

Что такое звук в кино?

Знание – сила
Премия, или Поражение победителей, испытавших триумф Премия, или Поражение победителей, испытавших триумф

Сто девяносто лет назад в Стокгольме родился Альфред Нобель

Знание – сила
Кофе как повод для технической революции Кофе как повод для технической революции

С чего началась история превращения плодов кофейного дерева в напиток

Знание – сила
От мала до велика От мала до велика

Исполины и карлики среди одноклеточных и растений

Наука и жизнь
Андрей Пискунов: «ESG-повестка — это пространство безопасной публичности» Андрей Пискунов: «ESG-повестка — это пространство безопасной публичности»

Как будет развиваться ESG-повестка в России?

РБК
День обратился в ночь День обратился в ночь

Затмения часто влияли на ход истории всего человечества

Вокруг света
Каменный газ, «зеленая» сталь и дроны на свалке Каменный газ, «зеленая» сталь и дроны на свалке

Какие технологии помогут справиться с климатическим кризисом

РБК
Кинотехника: на грани третьей весны Кинотехника: на грани третьей весны

Как начинался кинематограф и какие потрясения он пережил

Знание – сила
Зажечь плазму для термояда и сделать зеркало для рентгена Зажечь плазму для термояда и сделать зеркало для рентгена

Академик Григорий Денисов — чем занимаются физики в ИПФ РАН Нижнего Новгорода

Наука и жизнь
Открыть в приложении