Сдвинувший материки
Альфред Вегенер – человек, понявший, что континенты движутся. Свое озарение он подкрепил аргументами, к которым современники оказались на удивление глухи. Рассказываем историю бунтаря и энциклопедиста, в честь которого назван полуостров в Гренландии и кратер на Луне.
Как земная кора приобрела нынешний вид и какой она была в прошлом? Это трудный вопрос, ведь за краткий срок человеческой жизни обычно не происходит никаких перемен. Земная твердь кажется незыблемой и неизменной. Это убеждение мешало геологам принять гипотезу дрейфа материков.
Твердь приходит в движение
Что может разрушить иллюзию незыблемой тверди лучше, чем ее сотрясение? Лиссабонское землетрясение 1755 года унесло жизни десятков тысяч людей и вызвало шок у современников. Это была одна из тех страшных катастроф, которые дали понять, что и в глубинах Земли что-то может резко измениться. Бедствие произвело неизгладимое впечатление на Иммануила Канта. Не чуравшийся естественных наук философ пытался разобраться, что же стряслось у берегов Португалии. Мыслитель счел, что там возникла пустота, в которую провалилось дно океана. Кант наряду с Пьером-Симоном Лапласом разработал гипотезу о происхождении Земли и Солнечной системы в целом. Два великих ума пришли к выводу, что планеты возникли из облака пыли и газа, уплотнявшегося под действием собственной гравитации. С этим вполне согласны и современные астрономы, но вот дальше начинаются расхождения. Кант и Лаплас думали, что первоначально Земля была очень горячей. Из этой идеи выросло предположение, как Земля обзавелась горами и низинами. Планета до сих пор остывает и уменьшается в объеме, говорили ученые. Из-за этого кора сморщивается, как кожица яблока, усыхающего при запекании.
На смену этой гипотезе пришла гипотеза геосинклиналей. Она предполагала, что глубокие складчатые прогибы (синклинали) позднее дают начало возвышенностям. Забегая вперед, уточним, что сейчас обе гипотезы считают ошибочными.