Дошли до Волги
Как немецкие бюргеры оказались в Поволжье и что вышло из этой авантюры
Освоение степи Россией проходило путем включения местных народов в состав царства, а затем империи. Особняком в этой истории стоят поволжские немцы. Они не были завоеваны, а добровольно прибыли на Волгу. Переселенцам обещали райские земли, на которых они смогут заняться любимыми делами: молиться и работать. Но реальность, как это часто бывает, оказалось иной. Удалось ли немецким трудоголикам вписаться в русский мир и не раствориться в нем? Куда делись их плодородные оазисы?
Добро пожаловать в степь
По мере расширения границ Российской империи проблема освоения огромных «празднолежащих» земель становилась все более актуальной. К середине XVIII века Россия уже имела опыт освоения как некоторых поволжских, так и сибирских земель. При этом на южном фронтире – Диком поле – старались создать скорее опорные пункты по защите рубежей, чем полноценные поселения. И хотя еще в конце XVI века на новых территориях возникли такие города-крепости, как Царицын и Саратов, их хозяйственное освоение шло медленно.
В 1732 году Анна Иоанновна предприняла попытку принудительного заселения степных регионов: на Волгу отправили более 1000 семей донских казаков. Однако они оказались никудышными колонистами: казаки успешно охраняли территории, но осваивать их не получалось. Нередко казаки под стать местным кочевникам сами грабили торговые пути.
Крепостными заселять территории не представлялось возможным, и имперское правительство обратило свои взоры на Запад – туда, где население было относительно свободным. Первым среди русских теоретиков к такой идее колонизации обратился Михаил Ломоносов в работе «О сохранении и увеличении русского народа». Он заметил, что за время Семилетней войны в Европе как нельзя кстати образовалось большое количество беженцев и обнищавших крестьян.