Опасный архипелаг в Сердитом море
Как открывали «Острова Россиян», которые стали французской колонией

Ркусские мореплаватели зачастую отрывали места, до которых не добирались другие. Например, Антарктиду, куда не сумел дойти Джеймс Кук, но дошли Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. И на их счету не одна Антарктида – «Восток» и «Мирный» также открыли 13 островов Туамоту, о которых прежде никто не знал.
Впрочем, они были не первыми русскими в Туамоту – за четыре года до них здесь побывал Отто Коцебу, который открыл пять атоллов архипелага. Беллинсгаузен и Лазарев продолжили его дело. Что любопытно, иностранным мореплавателям доводилось бывать в тех водах – тот же Кук наблюдал острова Пализера. Однако до большей части атоллов ни один из европейцев так и не добрался.
Беллинсгаузен по этому поводу писал: «Хотя к острову Отаити и другим островам сего Великого Океана, приходило много судов, но пространство по сей параллели в близости Отаити не осмотрено, кажется единственно по причине устрашающих названий, данных Голландским мореплавателем Шушеном и Французским Командором Бугенвилем». Последним крайне не понравились буйные ветра, опасные для судов коралловые рифы и «дурные погоды» 15° широты, в итоге Шушен и Лемер нарекли данную область «Сердитым морем», а Бугенвиль дополнил их наблюдения названием «Опасный архипелаг». Связываться ни с тем, ни с другим мореплаватели не хотели и осторожно обходили негостеприимную параллель стороной.
Но перед русскими моряками стояла задача максимально подробно заполнить «белые пятна» на карте. Избегать те места, которые предшественники назвали опасными, означало оставить науку без сведений о новых землях, поэтому наши первопроходцы решительно пошли по маршруту, немыслимому для европейских капитанов. Умения моряков оказались достаточными, чтобы благополучно обойти и подробно описать все острова архипелага Туамоту.