«Мы с уверенностью смотрим в завтрашний день»
Глава «АгроГарда» Павел Царев — о желании расширить земельный банк, управлении издержками и нюансах импортозамещения
В этом году компания «АгроГард» отмечает 20 лет со дня своего основания. За это время ее земельный банк вырос в три раза, география деятельности — с одного до пяти регионов. Благодаря применению современных технологий существенно увеличилась урожайность и продуктивность КРС. О том, что сдерживает более активный рост бизнеса, о наиболее актуальных проблемах и дальнейших планах компании «Агроинвестору» рассказал гендиректор «АгроГарда» Павел Царев.
В этом году «АгроГард» отмечает 20 лет, больше половины этого срока вы возглавляете компанию. Какие цели ставились перед бизнесом на этапе его создания? Удалось ли их достичь?
Поскольку мы всегда были рядом с «ФосАгро», в 2003 году компания создавалась в основном для того, чтобы понять, как функционирует сельскохозяйственный бизнес, для которого работает «ФосАгро»: как работают удобрения, насколько они нужны и важны. Изначально была цель создать опытную площадку для такой работы и потом посмотреть, куда дальше двигаться. В первые дватри года работы у нас было около 50 тыс. га в Краснодарском крае, это были разрозненные хозяйства, которые пришлось объединять, с достаточно слабым оснащением и производственной базой. Все было не очень хорошо, например, средняя урожайность пшеницы тогда составляла 30 ц/га. Для сравнения, в прошлом году мы получили в регионе 70 ц/га пшеницы и почти 80 ц/га ячменя. Это результат прошедших 20 лет работы.
Когда на первом этапе мы поняли, что этот бизнес может работать, в кризис 2008 года было принято решение о его увеличении, потому что эффект масштаба в агросекторе играет одну из самых важных ролей. Мы расширили земельный банк за счет предприятия Центрально-Черноземного региона. Были приобретены активы в Орловской, Липецкой, Тамбовской, Курской областях — в общей сложности около 100 тыс. га, так что в целом у нас сейчас более 156 тыс. га. Лидером все равно является Краснодарский край, но диверсификация бизнеса дает результат и позволяет нам нивелировать природно-климатические риски: при неурожае на Юге мы получаем хороший урожай в Центре, и наоборот.