Путешествия по стране могут стать драйвером экономики
Туристическая отрасль получила шанс на динамичное развитие. Но для этого необходима соответствующая инфраструктура.
По данным Росстата, в 2022 году валовая добавленная стоимость туриндустрии составила 3,6 трлн руб., 2,6% от ВВП России. До 2030 года руководством государства поставлена задача увеличить этот показатель в разы. Для сравнения: в Испании сфера туризма в прошлом году, по подсчетам туристической ассоциации Exceltur, обеспечила более 12% ВВП.
После пандемии, когда внешние поездки были практически невозможны, и сегодня на фоне визовых и логистических проблем, связанных с геополитической ситуацией, внутренний туризм получил дополнительные стимулы. «Влияние на отрасль оказывают ограничения, затрагивающие недружественные страны, — говорят в пресс-службе Минэкономразвития. — Турист переориентируется на отечественный рынок, что дает мощный импульс росту внутренних турпотоков».
За прошлый год по России было совершено 61 млн поездок, на 4 млн больше, чем в 2021-м, приводят данные в министерстве. По итогам этого года ожидается рост внутреннего туристского потока еще на 7 млн человек. В первом квартале 2023-го турпоток уже вырос на 19% к аналогичному прошлогоднему периоду.
Наиболее привлекательные направления для путешественников, по данным Минэкономразвития, — Краснодарский край, Северный Кавказ, Алтай, Байкал, Карелия, Дальний Восток, города Золотого кольца, а также традиционно популярные крупные города, такие как Москва, СанктПетербург Калининград, Казань. Среди новых точек притяжения выделяют Дагестан. Буквально за три года туристический поток в республике увеличился на 140%, в том числе благодаря грамотной маркетинговой и информационной политике, отмечает доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Роман Гареев. По словам эксперта, опыт Дагестана уже планируют использовать в Чеченской Республике.
С увеличением количества путешествий внутри страны стала более четко проявляться их сегментация по целям. Согласно результатам опроса, проведенного в марте онлайн-сервисом Check in (где респонденты, хотя бы раз путешествовавшие в 2022 году, могли выбирать несколько ответов), наиболее популярными видами туризма являются санаторно-курортный и культурно-познавательный отдых — 45,2 и 44,5% ответов соответственно. Далее следуют сити-туры (40%), пляжный отдых (около 30%). В разных регионах формируется свой пул из наиболее востребованных видов отдыха, отмечает Роман Гареев. Перспективными, по его словам, также являются агротуризм, автомототуризм и караванинг, этнографический, гастрономический, экологический, медицинский и спортивный виды туризма.
О росте продаж активных туров на летний сезон заявляют все туроператоры, отмечают в Российском союзе туриндустрии (РСТ). По данным РСТ, в прошлом году туроператоры продали на 30% больше активных и приключенческих туров, чем годом ранее. Среди наиболее востребованных направлений — Камчатка, Курилы, Мурманская область, Алтай, Карелия. Директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Захарова одним из наиболее перспективных направлений развития туротрасли называет оздоровительный (велнес) туризм. По данным Глобального института здоровья, наша страна занимает 13-е место в топ-20 стран по объемам такого вида туризма и обладает большим потенциалом для его развития. Урбанизация и городские стрессы, рост хронических заболеваний — все это создает запрос на здоровые путешествия, говорит Ольга Захарова: «Зона пересечения между медицинским и велнес-туризмом расширяется, это создает новые бизнес-ниши». В то же время велнес-туристы сегодня предпочитают совмещать оздоровительные процедуры с посещением достопримечательностей, ресторанов, шопингом или бизнес-переговорами. Кроме того, аудитория оздоровительных курортов в последнее время существенно помолодела, отмечает Ольга Захарова.
Набирает обороты промышленный туризм: предприятия в разных регионах формируют организованные экскурсионные туры на свои площадки, давая людям возможность собственными глазами увидеть производственный процесс, где возможно поучаствовать в нем, рассказывают об истории, открывают интересные факты, проводят мастер-классы, знакомят с продукцией, на пищевых производствах устраивают дегустации. Все больше регионов видят в этом в том числе инструмент развития кадрового потенциала, продолжает Ольга Захарова. С лета 2021 года АСИ при поддержке Минпромторга реализует масштабный проект по развитию промышленного туризма, в рамках которого для регионов, предприятий, вузов и отраслевых бизнес-сообществ создан акселератор «Открытая промышленность».
В Минэкономразвития отмечают, что за последние два года существенно изменилась потребительская модель туриста. Трендом сегодня становятся короткие поездки на автомобилях, посещение мест вблизи крупных городов, люди чаще стали путешествовать по своему региону. Также уменьшился период бронирования: теперь поездки планируют в основном за две-три недели.
Основной проблемой российской туротрасли опрошенные редакцией эксперты называют недостаточный уровень развития гостиничного сектора и инфраструктуры туризма и гостеприимства, ее неравномерное распределение по территориям страны. Одни регионы испытывают колоссальную нагрузку на свою туристическую и транспортную инфраструктуру, в то время как остальные не могут говорить о достаточной загрузке коллективных средств размещения и каких-то значительных доходах от туризма, говорит Ольга Захарова. Высокие цены на гостиницы уже стимулируют рост сектора посуточной аренды в частном секторе.
В Минэкономразвития понимают проблему: по предварительным оценкам, на сегодняшний день в стране необходимо создать как минимум 200 тыс. качественных гостиничных номеров. Один из приоритетов государства в сфере туризма — существенное ускорение темпов строительства нового номерного фонда, говорят в пресс-службе министерства.
Фото: Getty Images Russia