Великая степь
Великая степь была всегда, сколько себя помнит человечество. Так уж получилось, что первые очаги цивилизации в Евразии появились в древности на Ближнем Востоке, в Индии, в Китае и в Европе. Культуры этих разнесенных в пространстве регионов узнали о существовании друг друга достаточно рано – благодаря «Степному пути». Так современные ученые называют сетку маршрутов, начавшую складываться по пространству Великой или Евразийской степи еще в верхнем палеолите. Тогда там жили кочевые племена, промышлявшие охотой и собирательством, а позднее животноводством. Не будучи прикованы к какому-либо одному месту, не имевшие постоянного дома, они передвигались в непрерывном поиске более плодородных угодий.
Революционным сдвигом в истории человечества стало одомашнивание лошади. Это знаменательное событие напрямую связано с Великой степью – ибо именно ее обитатели впервые поставили лошадь на службу человеку. То были представители так называемой Ботайской культуры, существовавшей 3700–3100 лет до нашей эры на территории современного Северного Казахстана. Именно они начали создавать привычный по историческим хроникам образ степняка – двуединого кентавра, человека неотделимого от своей быстрой лошадки, на хребте которой он способен, словно птица, пролетать сотни километров.
Прежние мирные охотники, собиратели и скотоводы стали превращаться в воинов – придумывая новые виды оружия, осваивая набеговую тактику. Лук и стрелы изобрели не в Великой степи – в палеолите они появляются одновременно в разных частях света. Но именно лук, наряду с лошадью, сделал степняка почти непобедимым и неуязвимым.