Седло и стремя
Одомашнив лошадь, человек получил самый удобный сухопутный транспорт до изобретения автомобиля. Разумеется, людям потребовались дополнительные приспособления, чтобы лучше управлять этим подарком судьбы
«Cтавить телегу впереди лошади», «как корове седло», «закон что дышло», «обуздать крутой нрав»… В жизни современных людей лошадь не занимает такого места, как еще полторы сотни лет назад, но мы то и дело упоминаем и ее, и разные изобретенные человечеством средства управления этим животным, когда-то столь важные для выживания и развития цивилизаций.
Домашний скот
Первые свидетельства одомашнивания лошади относятся к четвертому тысячелетию до н. э. – позже собак, овец, коров, свиней. В поселениях ботайской культуры эпохи энеолита на территории Казахстана (3700-3100 лет до н.э.) найдены не только кости лошадей, но и остатки загонов для этих животных; по составу почвы установили, что в ней было много конского навоза. На зубах ботайских коней нашли потертости, которые могли оставить удила; на останках диких сородичей этих животных таких следов не было. То есть на этих лошадях, вероятно, уже ездили. Получается, человек обзавелся первым скоростным наземным «транспортом» более пяти тысяч лет назад.
В последние годы международная группа ученых под руководством Людовика Орландо исследовала ДНК лошадей со всей Евразии, и выяснилось, что современные кони происходят вовсе не от ботайских. Их предки связали свою судьбу с человеком позже, а обитали они в западной части евразийских степей – в Волго-Донском регионе. Примерно c конца 3-го тысячелетия до н. э. и на протяжении 2-го потомки лошадей, одомашненных в этих степях, распространились по Евразии: сначала в Анатолию, на нижний Дунай, в Богемию, Среднюю Азию, затем в Западную Европу и Монголию. Авторы исследования отмечают, что с расселением во 2-м тысячелетии до н. э. коней с этим генетическим профилем по Азии совпадает распространение в тех же направлениях носителей индоиранских языков индоевропейской семьи, а также колесничного комплекса. «Лошади произвели революцию в распространении идей, народов, языков, религий, конфликтов и связей», – говорит профессор Орландо о роли самого работящего домашнего животного в развитии цивилизации.