Работа до посинения
Почему будет падать спрос на белых воротничков
Российская экономика будет становиться все «тяжелее»: доля промышленности будет расти, а сферы услуг — сокращаться. Компании уже активно набирают сотрудников рабочих специальностей, а спрос на офисный персонал падает, отмечают кадровики.
Рабочий класс вновь становится гегемоном, и на сей раз не в идеологическом смысле, а на рынке труда. Кризис ударит по белым воротничкам сильнее, чем по синим, считают кадровые компании. Офисных сотрудников ждет снижение количества вакансий, уменьшение совокупного дохода, гораздо более высокая конкуренция и придирчивый отбор. Даже тем, кто уже трудоустроен, нельзя расслабляться: вполне возможно, что их вскоре неожиданно сократят. Особенно сильно кризис может пройтись по специалистам со средним уровнем квалификации, в том числе по большинству менеджеров.
А вот перспективы синих воротничков куда более радужные — спрос на них растет. Даже практика one day offer, когда соискателя нанимают на работу на один день, в России «перекрасилась»: офисного сотрудника могут заставлять ждать ответа месяц, а вот хорошего рабочего отрывают с руками. Мы спросили HR-компании и кадровых консультантов, что делать белому воротничку, чтобы повысить свои шансы найти или сохранить работу.
Бремя белого воротничка
В прогнозе о рынке труда в 2023 году, проведенном совместно «Работа.ру» и сервисом автоматизации подбора и обработки резюме «СберПодбор», отмечаются несколько профессий, которые уже вскоре станут самыми востребованными. Более половины работодателей (56%) заявили, что самыми нужными окажутся те специалисты, которые обладают рабочей профессией, например сварщики, токари, электрики. 48% отметили, что работодатели будут конкурировать за IT-специалистов, 33% упомянули врачей, еще столько же рассказали про спрос на представителей массовых профессий.
Кадровики отмечают, что сокращения сейчас в основном коснулись компаний, занимавшихся интеллектуальной деятельностью. Среди самых очевидных причин — уход значительной части иностранного бизнеса с рынка, а также политическая ситуация.
«Все это вынуждает работодателей сокращать клерков в надежде сохранить прибыль и эффективно реорганизовать штат, — констатирует Николай Журавлев, гендиректор консалтинговой компании «Эксперты бизнес-планирования». — Компании, которые стремятся уменьшить расходы, в первую очередь обращают внимание на сотрудников из сферы управления персоналом, юриспруденции и менеджмента».
Сокращения касаются в том числе топ-менеджеров, особенно часто такая ситуация возникает из-за приобретения российскими компаниями бизнеса иностранных.
«Сейчас наблюдается бурный рост корпоративных кредитов — компании берут их на покупку активов ушедших из России компаний, — говорит Виктория Кабакова, директор проектов HR-маркетинга «Экопси». — А когда из двух компаний делают одну, сокращают управленческий аппарат. На рынке оказывается много специалистов, и компании имеют возможность выбирать для себя самых лучших управленцев и экспертов».
Часто сотрудников западных компаний даже не приглашают на собеседования в компании российские.
«Надо понимать, что западный опыт в России на очень больших сегментах рынка не востребован, — поясняет кадровый консультант Анна Гуревич. — Это прежде всего финансы, бухгалтерия, маркетинг. Например, российский маркетинг — это «сделай все сам», западный — «раскидай по агентствам все, что можно раздать». А финансы — это «оптимизируй до последней копейки», а не «заплати все, что можно заплатить».
Эксперты признают, что частично увольнения и сокращения зарплат корректируют непомерно раздутые оклады и гонорары в некоторых сферах, например в маркетинге.
«Когда большая часть рабочих каналов стала недоступна компаниям из России, высвободилось значительное количество персонала. И сегодня они не могут найти столько предложений, чтобы соблюдался баланс спроса и предложения», — поясняет Элина Клименко, операционный директор платформы для работы с линейным персоналом «Наймикс».
Ряды безработных белых воротничков пополнили и фрилансеры.
«Совсем еще недавно знакомая искала PR-менеджера и SMM-специалиста за 120 тыс. руб. — их было не найти. Они все понабирали аккаунтов в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)*: пять мастеров маникюра по 20 тыс. руб. в месяц с каждого — и у него уже есть 100 тыс., зачем за 120 тыс. руб. ездить в офис? А сейчас рынок схлопнулся, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) под запретом... Я получила резюме спеца по цифровому маркетингу, желающего получать 500 тыс. руб., даже отвечать не стала», — комментирует Гуревич.
* Принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена.
Белые воротнички, которые сегодня ищут работу, должны понять: если они сейчас не выйдут на те деньги, что предлагает рынок, к сентябрю они рискуют не найти и таких предложений, предупреждают кадровики.
«Рынок зарплат был перегрет, нынешние зарплаты стали больше соответствовать среднерыночным, меньше стали бонусы. Кандидатам, которые хотят больше миллиона в месяц, приходится говорить: соглашайтесь на 450 тыс. руб., дадут 300 тыс. — тоже будете рады», — рассказывает Гуревич.
К тому же у работодателей сегодня есть ощущение, что на рынке очень много людей, и они не готовы покупать сотрудников за зарплаты, справедливо рассудив, что непременно найдут кого-то, кто не будет просить много.
«Может быть, люди, которыми полон рынок, на деле и не представляют интереса, но само их наличие создает тенденцию не переплачивать», — заключает эксперт.
Мягко, но жестко
Некоторые категории сотрудников особенно уязвимы в кризис.
«В большей степени трудности затронут начинающих специалистов, — считает Татьяна Бурцева, директор сервиса по поддержке сотрудников «Добросервис». Потому что работодатели, нанимающие сейчас людей, хотят получить в первую очередь опыт и знания». Как минимум им будут меньше платить.
«В прошлом году наблюдалось снижение медианных заработных плат по вакансиям juniorи middle-специалистов от 3 до 15% в зависимости от специализации, при росте для senior-позиций до 20%. Традиционно опыт в кризисные периоды ценится», — комментирует Юрий Михеев, руководитель департамента аналитики сервиса «Зарплата.ру».
Трудно придется и тем, кто привык имитировать бурную деятельность.
«Зарубежные компании, где можно на хорошей должности получать хорошую зарплату, соцпакет и потеряться в большом количестве персонала и процессов, ушли, и этих людей выкинуло на свободный рынок труда, — констатирует Тимур Алимханов, сооснователь веб-интегратора StepUp. — Сейчас российские компании готовы платить им адекватные деньги, но и требуют соответственно. Нужно перестраивать воронку продаж, принимать управленческие решения, придумывать планы. Поэтому у них стрессы и выгорание. Компаний, в которых можно было сидеть спокойно и не отсвечивать, уже нет».
Многие кандидаты сами усугубили ситуацию.
«Мало кто сразу искал работу, получив от уходящих западных компаний шесть окладов, а с ними четкую установку на собственную исключительность. А сейчас выясняется, что нынешнему рынку они не подходят ни по жестким, ни по мягким навыкам, — поясняет Гуревич. — Из мягких сейчас в цене лояльность, адаптивность, командная работа. Из жестких — очень высокий уровень экспертизы, профильное образование, подтвержденный опыт и понятный карьерный вектор, когда видно, что человек развивается в профессии. А также умение работать в условиях недостатка ресурсов, нечеткости задачи и изменчивости рынка».
Преимущество будет и у тех профессионалов, которые знакомы с российскими технологиями.
«Например, сегодня на рынке труда вырос спрос на специалистов со знанием «1С», потому что это отечественное ПО», — дополняет Елена Варшавская, профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.
В условиях, когда компании начнут экономить на персонале, от многих управленцев могут потребовать умения «работать руками» в своей сфере, уверен Антон Назмиев, генеральный директор транспортной компании «Автобус1»:
«Компаниям нужны руководители, которые, если понадобится, сами «встанут к станку»: начальник цеха выполнит работу фрезеровщика, руководитель отдела продаж сможет работать с клиентами, глава департамента персонала заменит рекрутера. Это связано с тем, что начиная с пандемии мы живем в условиях очень жесткой турбулентности, когда сокращение может случиться здесь и сейчас. А сокращают тех, без кого можно обойтись. Если человек не умеет делать еще что-то, кроме административных функций, он будет под угрозой: его обязанности может взять на себя тот, кто владеет другими навыками, и будет совмещать».
Эра «тяжелой» экономики
Помимо проблем с вакансиями и зарплатами, сейчас можно говорить о двух трендах, выходящих на первый план, рассказывает Варшавская:
01. «Во-первых, изменится структура белых воротничков. Это произойдет не завтра, речь о среднесрочной перспективе. Изменения будут происходить в соответствии с изменениями структуры российской экономики. Макроэкономисты прогнозируют, что экономика станет «тяжелее» — увеличится доля промышленности с лидирующим ВПК — и «проще»: к сожалению, будет наблюдаться технологическое и техническое упрощение».
Другими словами, в группе белых воротничков прибавится тех, кто занят в промышленности, возрастет доля инженеров и технологов.
«Это не значит, что нужно увеличивать количество выпускаемых вузами инженеров, их уже достаточно. Нужно менять престиж этой профессии не на словах, а на деле. Эти специалисты должны иметь соответствующую зарплату, интересные рабочие задачи, понятные перспективы профессионального и карьерного роста и неавторитарный стиль управления», — уточняет Варшавская.
Рынок начинает это понимать.
«Сегодня постепенно выравнивается предложение по заработной плате, оно стало сопоставимо с уровнем дохода руководителя бэк-офисного подразделения. Но, тем не менее, дефицит этого персонала есть. А это значит, что компаниям нужно идти навстречу соискателям, учитывая их ожидания. И понимать, что в этой ситуации работодатель находится не в сильной позиции», — комментирует Елена Лимонова, директор по развитию кадрового агентства «Стафф-АП».
Юрий Ефросинин, директор кадровой компании Ventra HR-Services, отмечает, что компании закладывают 7–12-процентные индексации зарплат для работающих у них инженеров.
Второй ожидаемый тренд: изменение набора трудовых функций и содержания работы белых воротничков.
02. «Инженер-технолог работал на некоем оборудовании, и перед ним стояли определенные задачи, теперь нужно другое оборудование и стоит задача поиска аналогов, отлаживания рабочего процесса с новыми переменными, которые часто неизвестны, — приводит пример Варшавская. — То есть человек остается на прежнем рабочем месте и в прежней должности, но встает вопрос, чем именно он теперь занимается в рамках своей должности и куда развивается. Эти изменения невозможно просчитать статистически, но они важны для рынка. Происходит потеря человеческого капитала, и речь не об уехавших за границу. Капитал должен использоваться — только тогда это капитал. Если специалиста научили чему-то передовому, а он начинает заниматься более простыми вещами, для экономики это потеря человеческого капитала».
Беглые воротнички
Среди белых воротничков, разумеется, появились и баловни судьбы, которым можно особо не волноваться.
«Нужны квалифицированные специалисты для развивающихся сегодня областей промышленности, и там можно ожидать роста зарплат и бонусов. Речь идет об IT, точечно такие процессы будут происходить на предприятиях», — приводит пример Варшавская.
«Специалисты по информационной безопасности — одна из наиболее дефицитных специальностей 2022 года, которая остается очень востребованной. В целом по каждой сфере можно привести такие примеры: специалисты со знанием китайского языка в логистике, инженерные специальности и другие», — перечисляет Михеев.
Конкуренция за теплое место в офисе будет высокой еще и потому, что вскоре в страну начнут возвращаться релоканты.
«Накопления они успели проесть. Сейчас у них будет дилемма — либо там выходить мыть полы, хотя и для этого нужно разрешение на работу, либо возвращаться. Но их никто нигде не ждет. Уже приехали достойные кандидаты из других городов, начали работать. Возвращается релокант. А нам что, уволить человека, который уже отлично работает, притом за меньшие деньги, и никуда уезжать не собирается? — категорична Гуревич. — Многие вернувшиеся врут о том, что открывали какие-то бизнесы, проверить это невозможно, связываться с ними не будет никто, особенно предприятия с госзаказами. На низовую позицию они пойдут. Но никуда больше».
Впрочем, многие эксперты считают, что всерьез опасаться конкуренции со стороны возвращающихся кандидатов в ближайшие полгода вряд ли стоит.
«По моим оценкам, вернулись либо планируют вернуться в ближайшее время не более 15– 20% от уехавших за прошлый год, — прогнозирует Юлия Забазарных, партнер компании Kontakt InterSearch Russia. — Если у них небольшой перерыв — в среднем до полугода, то есть шанс найти что-то аналогичное. Но у тех, кто останется за границей на более длительный срок, шансы вернуться на хорошие условия в Россию будут все ниже и ниже».
Кроме всего прочего, сейчас как никогда важна лояльность компании.
«Если человек в недавнем прошлом оставил свой завод справляться как может и релоцировался или внезапно утром прислал СМС: «Я уехал, переведите меня как-нибудь на удаленную работу», — о чем тут может идти речь?» — задает риторический вопрос Гуревич. Тут не нужна никакая служба безопасности, чтобы проверить благонадежность.
Еще один фильтр, который включится на перенасыщенном рынке белых воротничков, — это value fit, соответствие ценностей человека ценностям компании, считает Кабакова:
«Отбор по ценностям не новинка, он проводится уже давно, но сегодня он становится не модной практикой для галочки, какой нередко являлся, а вполне работающим и очень значимым инструментом отбора «своих». Смыслы, ценности и приоритеты становятся важными не в сытые времена, а во времена конфликтов, когда люди стоят перед выбором стратегии своего поведения, осознания своих целей».
Люди внутри компании, по словам собеседницы РБК, в сложные времена обычно консолидируются:
«Они не хотят принимать в свои ряды скандальных и проблемных людей, которые не впишутся в компанию. Но чтобы уверенно набирать близких по духу людей, вначале нужно понять, кто для тебя «свой», поэтому запрос от компаний к консультантам на определение и позиционирование собственных ценностей и корпоративной культуры сейчас огромный».
Фото: Taylor Nicole / Unsplash