Тахир Базаров: «Переплавьте тревогу в любознательность»
Какие паттерны мышления руководителей устарели и чем их заменить
Позиция руководителя сопряжена с вызовами, страхами, стрессом. А поскольку он влияет на подчиненных, ему нужно уметь справляться не только со своими, но и с их эмоциями. Рассказываем, как быть устойчивым, несмотря на страхи.
Настоящее время можно охарактеризовать двумя понятиями: неопределенность и неизвестность. Для всех, в том числе для руководителей, на сегодняшний день большим стрессом оказалось полное обесценивание планирования. Осознать, что есть множество факторов, которые невозможно учесть, пришлось еще в начале пандемии. Теперь это осознание укрепилось.
Если планировать не получается, что же тогда остается?
Только одно — быть готовым к грядущему. Это предполагает смену фокуса внимания с внешнего на себя. Думать нужно не о том, что происходит вокруг, а что будешь делать ты, что бы ни произошло.
Для руководителя в этом ключе важно научиться управлять самим собой, при этом быть устойчивым к тому, что происходит, чтобы сохранять некую константу для коллектива. То есть быть антихрупким, как говорит Нассим Талеб в своей работе «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса».
Формула устойчивости
Я предпочитаю формулу из двух пунктов, которая сейчас может многим помогать.
1. Любопытство
Любопытствующий субъект всегда больше готов к неожиданным событиям, в то время как те, у кого есть готовая программа, как правило, проигрывают.
Любопытствующие люди всегда в поиске — новой информации, необычных решений, парадоксов.
Среди руководителей, которых я встречаю, любознательные и любопытные, бывало, теряли бизнес, но никогда не теряли самообладания. Они не нуждались в серьезной психотерапевтической поддержке, медикаментах, не впадали в зависимости и т. д.
Любопытство позволяет видеть мир шире, таким, какой он есть: неоднозначным, непослушным. Если ты его так видишь и принимаешь, то есть шанс выйти на следующий этап.
2. Изумление
Сама мысль, что ты способен совершить открытие, и соответствующее внутреннее состояние дают силы для действий. Если любопытство — это «пальпация» внешнего мира всеми пальцами, то изумление — внутренняя энергия, которая создает уникальное состояние для человека — ключ к готовности.
Отсюда возникает установка: «Я готов, моя энергия превалирует, мне все равно, что грядет, я открыт ко всему». Такая внутренняя открытость обычно заканчивается озарением, и это озарение делает человека благодарным. Благодарные люди удивительно сильны и притягательны для других, вокруг них появляется что-то вроде позитивной ауры. Благодарный человек привлекателен, он легко решает самые сложные задачи, потому что он готов их решать.
«Священные коровы» руководителей
Адаптация — это сложный процесс: я адаптируюсь к среде или адаптирую среду под себя?
Есть разные стратегии:
- чисто адаптивная, реактивная (попытка вернуться к прошлому);
- проактивная (попытка понять будущее);
- интерактивная (адаптация в широком смысле, когда я сам создаю будущее).
Но ключевой пункт, с которым руководителям сейчас стоит разобраться, — отказаться от «священных коров», тех привычек и паттернов мышления и поведения, которые устарели.
Можно выделить три таких «священных коровы».
1. Эффективность
Традиционное понятие эффективности — соотношение прибыли и затрат — уже неактуально. А если ты ничего не производишь, то бессмысленно эту разницу считать.
Выгода состоит не в том, чтобы при меньших затратах произвести продукцию. Выгода в том, чтобы просто произвести, чтобы хватило оборудования, сырья. Точка безубыточности сегодня рассматривается как приз. В какой-то степени это переориентация на выживание производства.
2. Качество
Мы долго акцентировали внимание на качестве. Хотя зачастую это все было только на бумаге, оно требовало времени. Сегодня же нужны просто работающие изделия, иначе мы точно не выживем.
3. Конкурентоспособность
Раньше мы говорили про маркетинг, про потребителя, которого должны привлечь.
Сейчас нужно искать себя в цепочке тех, кто жив и активен. Происходит ориентация не на конечного потребителя, а на участников рынка. Бизнес вынужден больше сотрудничать, искать партнерства. Кто-то задает стандарты, кто-то им соответствует. Мы учимся друг у друга. Те, кто не способен сотрудничать, просто не выживут.
Что взамен?
Главное — определить критические ресурсы, отсутствие или недостаток которых способны остановить бизнес.
Поскольку ресурсы, тем более критические, бесплатными не бывают, придется кое от чего отказаться или по крайней мере притормозить. Перейти от стратегических планов к тактическим действиям. Все это неизбежно вызовет сопротивление значительной части персонала, и для претворения этих решений в жизнь понадобится изрядная политическая воля руководства.
В крупных и даже средних компаниях неизбежны внутренние разногласия, вплоть до противоречий. Может сложиться впечатление, что люди существуют в разных хронотопах, то есть временах и местах. У кого-то — кризис и мобилизация, у кого-то — все по-прежнему, нечего волноваться, у кого-то — катастрофа. В текущей ситуации важный критический ресурс — синхронизация (она же гармонизация, или синергия). Задача лидера — сподвигнуть персонал на объединение, отказ от привычных размолвок. Переселить всю компанию в единый, пусть непривычный и тревожный, но работоспособный хронотоп. Следует преобразовать систему отношений, принятия решений и действий в компании — создать «культуру перемен».
Если человек начинает влиять на происходящее, привлекать к этому других людей, включаться в процессы, которые интересны другим, то велика вероятность, что все получится. В менеджменте это называется «управление событиями». При таком сценарии управленец режиссирует будущее, сам прогнозирует события.
Типы руководителей по реагированию
Психологи часто говорят, что каждая организация — воплощение неврозов ее руководителя. Организация состоит из людей, и как бы мы ни пытались соответствовать стандартам, все равно человеческое и невротическое будет присутствовать.
Любая компания на все турбулентности и сложности будет реагировать так же, как ее руководитель. В наших исследованиях совершенно очевидно выделились четыре типа руководителей в зависимости от их реагирования на изменения.
Реактивные, которые испытывают страх, тревогу, делают эмоциональные прогнозы, что все будет плохо, из-за чего сильно истощаются. При этом главные страхи этого типа— заболеть, переутомиться, выгореть и что-то не успеть или не смочь сделать.
Консервативные, которым свойственны неприятие, сопротивление, желание удержать то, что было, борьба за стабильность. Их страх — делегировать.
Реализующие, которые гибки, ориентируются на саму ситуацию, чувствуют выгоду от того, что происходит, рациональны, спокойны, для них очень важны действия. Страх этого типа — потерять сотрудников, даже по болезни.
Инновационные, для которых неопределенность — родная стихия, правила и упорядоченность их раздражают. Страх этого типа — изоляция, вакуум, отсутствие новых стимулов, вероятность упустить что-то новое.
Все эти типы могут формироваться, прорабатываться и видоизменяться. Консерватор может дополнять себя качествами реализующего и т.д. А страхи каждого типа — не качества, с которыми нужно бороться, их надо просто осознавать и учиться с ними жить.
Как обуздать страхи
Руководителю стоит помнить, что он не сам по себе, а у него команда, люди, которые в него верят и в нем нуждаются.
Мы с коллегами исходим из формулы «трех С»:
1. самоопределение (кто ты, какие у тебя роли);
2. самоорганизация (определение возможностей, целей и путей их достижения для себя и команды);
3. синхронизация (быть в танце с жизнью — не только слышать мелодию, но и чувствовать партнеров).
Сейчас наиболее грамотные руководители поняли, что нужно создавать атмосферу целеустремленности в коллективе. Не всем сотрудникам это может нравиться, но при таком подходе меньше людей сталкиваются с выгоранием.
В помощь управленцу будет и целесообразность — понимание, как соотносятся вклад и цель.
Хамелеон — самое постоянное животное. Это вокруг него все меняется, а он постоянен по отношению к этим изменениям. Так и руководитель сегодня должен сохранять постоянство в своей способности меняться и реагировать в зависимости от меняющихся обстоятельств. Переплавьте тревогу в любознательность.
Да, управлять своим любопытством — непростая задача. Но с целеустремленностью и помощью других людей это точно возможно.
Фото: из личного архива