Андрей Шапенко: «Счастливому руководителю проще вдохновить своих коллег»
Зачем лидеру искать путь к счастью и транслировать эту ценность своим подчиненным? Какие люди становятся успешными и почему с возрастом меняются представления об успехе? Где, зачем и как искать смысл? В ходе лекции на РБК Pro свою формулу счастья и успеха предложил эксперт Школы управления «Сколково» Андрей Шапенко
«Для счастья нет рецепта и единого алгоритма»
РБК: Андрей, какую роль счастье, смысл и успех играют в жизни руководителя? С одной стороны, счастливый руководитель—это заряженный и вдохновленный человек, который ведет свою команду к успеху. Но, с другой стороны, принято считать, что именно человек, неудовлетворенный до конца своими результатами, будет стремиться к новым высотам.
А. Ш.: Я занимаюсь лидерским и управленческим развитием, поэтому много работаю с людьми. Оказалось, что все мы — и руководители, и их работники — гонимся за тремя вещами.
Первая — это счастье. Мы хотим что-то брать от этого мира и получать удовольствие. Вторая — это успех.
Вторая — это успех. Нам нужно развивать карьеру, строить бизнес, зарабатывать больше денег, покупать себе атрибуты успеха, быть признанными другими людьми.
И третья — мы хотим смысла, чтобы наша жизнь прошла не зря.
Все вещи, которые мы хотим заполучить, будь то знания, достижения, повышение на работе, зарплата, машины, квартиры, — все это так или иначе укладывается в одну из этих трех категорий. Самые счастливые те люди, которые могут найти что-то важное для себя на их пересечении.
Многие приходят в нашу бизнес-школу учиться на довольно дорогие программы. Это могут быть очень успешные и даже счастливые люди, потому что у них есть любимая семья, разнообразные занятия, есть время, но катастрофически не хватает смысла. А бывает наоборот: люди приходят с огромным желанием что-то менять, но у них ничего не получается — нет денег, ресурсов, поддержки, чтобы воплотить свои идеи.
Гармоничное развитие и пробивание собственных стеклянных потолков заключается в том числе в ответе на три вопроса.
Что я люблю? Это вопрос про счастье.
Что я умею? Здесь ищем ответы на вопрос, какое у меня конкурентное преимущество, которое помогает мне добиваться большего, чем остальным людям. Это вопрос про успех.
Что для меня важно? Это вопрос про смысл.
В конечном итоге все наши мотивации, которыми мы руководствуемся, лежат именно в области этих вопросов.
Счастливые сотрудники лучше работают, они более вовлечены и добиваются результатов, особенно в тех профессиях, которые связаны с коммуникациями. Есть теория зеркальных нейронов, которая объясняет, почему мы зеваем, когда видим зевающего человека. Точно так же мы улыбаемся, когда видим, как кто-то улыбается рядом. Мы хотим быть чуть более счастливыми, когда видим человека, который счастлив.
Если руководитель счастлив, если он понимает, зачем он занимается своим делом, ему гораздо проще вдохновить своим примером коллег. Кстати, это особенно важно для «продажников» и профессий, связанных с заботой о других.
А случается так, что люди катастрофически не любят то, что они делают. Согласно статистике, больше 80% людей несчастливы на своей работе. Если вы немного измените эту цифру в своей команде, то, возможно, ее эффективность станет выше.
РБК: А как достичь желаемого? И работает ли здесь научный подход?
А. Ш.: Нет рецепта счастья и единого алгоритма, который работает для всех. Но есть определенный корпус исследований и научных знаний, которые объясняют, что помогает большинству людей и что можно делать, чтобы благополучие увеличилось, росла внутренняя удовлетворенность и даже менялся гормональный фон.
Первая область — физическая, или биологическая. Она включает то, как мы питаемся, какая у нас генетика, к чему мы предрасположены, насколько здоровы, какой у нас внутренний уровень энергии; все это влияет на уровень счастья.
Второй подход — социальный. Человек — социальное животное, мы не можем жить вне общества, в состоянии отверженности другими людьми.
Третий подход — психологический, или ментальный. Это различные психологические практики, походы к психотерапевту, практики стоицизма, которые сейчас очень распространены, практики принятия, осознанности.
И, наконец, четвертый подход — эмоциональный. Это все, что связано с положительными и отрицательными эмоциями, переживаниями, которые происходят внутри нас.
Нет одной ниточки, за которую можно потянуть, чтобы все изменить. Но если мы попытаемся работать сразу в четырех этих направлениях, будем взаимодействовать с окружением, заниматься ментальными практиками, делать физические упражнения, правильно питаться, работать с эмоциями и с их проживанием, то у нас есть шанс.
«Чем богаче страна, тем счастливее ее жители»
РБК: Что делает людей счастливыми? Есть ли у счастья какие-то компоненты?
А. Ш.: Самый длинный социальный эксперимент о составляющих счастья провели в Гарвардском университете. В 1938 году ученые собрали группу выпускников Гарварда и измерили, насколько они были успешны, здоровы, счастливы, в дальнейшем отслеживали, чего они достигали в жизни. В ходе опыта сменилось три команды исследователей, он завершился лишь со смертью последнего участника эксперимента.
Главным выводом стало то, что на счастье не влияют ни деньги, ни работа, ни успех. Самым главным в жизни стали близкие связи, способность выстраивать доверительные отношения с другими людьми.
В таких отношениях мы можем показывать истинного себя, быть открытыми. Но это не значит, что люди, которые были счастливы, никогда ни с кем не конфликтовали. Это значит, что они могли проявлять себя, понимали, слышали и принимали друг друга. Именно это очень важно для счастья.
Вторая вещь, которая помогает нам стать чуть более счастливыми, — это все-таки деньги, несмотря на расхожее мнение о том, что «счастье не купишь». Правда, есть определенный предел. В глобальных исследованиях это порядка $80–100 тыс. в год, в российских реалиях эта величина с учетом покупательной способности рубля составляет 250–300 тыс. руб. в месяц. До этих сумм уровень счастья существенно растет, а потом значимыми для него становятся другие факторы. Очевидно, что человек с зарплатой 30 тыс. руб. будет менее счастливым, чем с зарплатой 300 тыс. Но, если он станет зарабатывать миллионы, никто не гарантирует, что он станет от этого еще счастливее.
Существует некая иллюзия, что в бедных странах живут суперсчастливые люди, у которых ничего нет, но они сидят под пальмой, курят сигары, и у них все прекрасно. Это не так. Абсолютно все исследования указывают на то, что чем богаче страна, тем счастливее ее жители.
Еще для счастья нам нужны впечатления, которые мы переживаем вместе с другими людьми, а не материальные вещи. На счастье влияет и то, как мы питаемся. Последние исследования в области микробиоты кишечника показывают, что от продуктов, которые мы едим, и от витаминов, которые поступают в наш организм, во многом зависит работа нашего мозга и уровень гормонов. Например, 95% серотонина, или гормона счастья, вырабатывается в кишечнике.
Важен и возраст. Максимально счастливы мы в юности, минимально — во время кризиса среднего возраста, а потом возвращаемся к счастью где-то к 70–80 годам. Поэтому иногда нужно просто подождать.
Несчастными нас делают не события, а то, как мы на них смотрим. Это сказал еще Эпиктет, один из основателей философии стоицизма. Согласно его учению, для того чтобы стать чуть более счастливым, нужно в первую очередь работать с тем, что мы думаем о мире. Современная наука выявила когнитивные искажения, например «я должен» или «все или ничего», которые делают нас только несчастнее. Существует целое направление психотерапии — когнитивно-поведенческая терапия, которое имеет доказанную эффективность в борьбе с депрессиями и тревожностями и опирается на исправление когнитивных искажений.
РБК: А есть ли критерии успешности? Ведь для разных людей и успех тоже разный.
А. Ш.: Есть два типа успеха. Первый тип — это объективный успех. Его можно оценить со стороны и измерить статусом в обществе, зарплатой, должностью, наградами, тем, какая у вас квартира, в каком она районе. Это внешние признаки, за которыми мы гонимся, как правило, в первой половине жизни. После перевала на середине пути, то есть после кризиса среднего возраста, мы начинаем думать об успехе субъективном, и это второй тип успеха. Мы сами себе задаем вопрос: а то ли я успел, что хотел?
На успех влияют разные факторы. Объективного успеха чаще добиваются люди настойчивые, организованные, волевые, добросовестные, склонные к контролю и достижениям. Это то, за что платят руководителям. Здесь помогают интеллект и когнитивные способности.
Бытует миф о том, что отличники якобы работают на двоечников, но на самом деле это не так. В среднем люди с высоким интеллектом успешнее, так как они умеют решать линейные задачи. Уровень интеллекта зависит от семьи, в которой растет человек. Во-первых, потому что он передается по наследству, а во-вторых, дети родителей, которые активно вовлечены в воспитание, имеют больший потенциал.
Важно, чтобы детям читали книги, заботились о них, устраивали совместную активность: банально брали ребенка с собой в автосервис и объясняли, как он работает, а не оставляли его с включенным айпадом в стороне, пока взрослые занимаются своими делами.
Еще один миф говорит о том, что успеха достигают оптимисты. Но реалисты добиваются больших результатов как в вопросах объективного успеха, так и в субъективной удовлетворенности от жизни по сравнению с оптимистами и пессимистами. У оптимистов реальность всегда ниже их ожиданий, а пессимисты ничего не делают для достижения своих целей.
С субъективным успехом все сложнее и интереснее. Нет очевидного ответа на вопрос, какие люди чувствуют себя успешными внутренне. Я думаю, что в этом плане успешнее люди, которые эмоционально здоровы, имели в детстве поддержку и значимого взрослого, который помогал, давал им ощущение безопасности и позволял идти на риск. Это люди с внутренней опорой, они понимают, чего хотят, зачем они чего-то хотят и как это сделать.
«Единственное, что нельзя отнять у человека, — это смысл»
РБК: Счастье и успех мы обсудили, теперь поговорим о смысле. Как определить свой смысл жизни и поставить перед собой глобальные цели?
А. Ш.: Есть гипотеза о том, что наше представление о себе, наше «Я», наша идентичность — это некий нарратив, история, которую мы сами себе рассказываем, некий смысл, который мы сами создаем из своего существования. Здесь хочется вспомнить слова Ницше, который говорит, что если у нас есть «зачем», то мы можем вынести любое «как».
Сам смысл в научный дискурс ввел великий психолог Виктор Франкл, один из основателей экзистенциальной психологии, который испытал на себе ужасы концлагеря. Находясь в страшных условиях, потеряв практически все, что у него было, Франкл развенчал концепцию счастья. Он сказал, что счастье мимолетно, его можно отнять, как можно отнять и успех, можно отнять все деньги, все имущество, близких людей, здоровье, время, свободу. Но единственное, что нельзя отнять у человека, — это смысл.
Смысл, как говорил Франкл, приходит изнутри. Мы находимся в иллюзии, что есть какой-то ответ, который есть где-то, и мы должны его найти. Многие отправляются в путешествие за смыслом, кто-то ходит к духовным учителям, другие читают книги. Но Франкл говорит, что вопрос о смысле нужно задавать не жизни, а себе.
Альфред Нобель был очень успешным человеком, возможно, даже счастливым. Он был изобретателем динамита, главой химической компании и входил в топ успешных людей своего времени. Но однажды он прочитал свой некролог, который по ошибке посвятили ему, а не его погибшему брату Людвигу. И вот он читает в газете: «Погиб Альфред Нобель, торговец смертью — человек, который придумал способ убивать сотни тысяч людей». И тогда он подумал: а в этом ли мой смысл, в этом ли моя задача? После этого переосмысления, по легенде, он и создал Нобелевскую премию.
РБК: А если ты не Нобель, но смысл жизни также хочешь найти?
А. Ш.: Подумайте, что вы хотите после себя оставить. Напишите 15 разных целей, которые относятся к достижениям, отношениям, материальным благам, вашему представлению о том, каким вы хотите быть человеком, какие хобби иметь, в каком стиле жить. А потом вычеркните десять — и у вас останется пять самых главных смыслов.
Счастье — это то, что мы берем от жизни для себя, для нашего благополучия. Успех — это то, что мы успеваем сделать и что оценивают другие люди. А смысл — это то, что мы оставляем после себя, что мы меняем и что о нас помнят.
Никто не вспомнит, какую должность вы занимали, сколько зарабатывали, в какой квартире жили, но всегда будут помнить, как чувствовали себя рядом с вами.
Полную версию беседы смотрите на РБК Pro
Фото: Михаил Гребенщиков для РБК