Сибирский Хогвартс
31 июля 1982 года я вышел из рейсового автобуса в центре новосибирского Академгородка. Добираться сюда с далекой Чукотки пришлось почти трое суток – сначала на самолете полярной авиации, а потом на ТУ-134 из Магадана. Нужная остановка находилась посреди тайги – так мне показалось после бескрайних просторов тундры. Еще часа два я плутал среди гигантских сосен, пока не вышел к зданию ФМШ – Физико-математической школы им. академика Лаврентьева. Так начался самый счастливый год моей жизни.
Как учить, кого учить, чему учить
В начале 1960-х годов академикам Колмогорову и Лаврентьеву, двум великим математикам, одновременно пришла идея создания невиданных до сих пор специализированных школ-интернатов для одаренных детей. «Средняя школа у нас пока что не подготавливает молодых людей к определенной сфере деятельности. Она стремится научить всему: и русскому языку, и иностранному, и истории, и пению, и физике, и химии, и еще десятку наук. Причем всем этим предметам стремится научить одинаково каждого, невзирая на склонности, – писал Михаил Лаврентьев. – Но ведь дети разные. Один готов выучить сто правил грамматики и правописания и триста исключений из них или запомнить полтысячи исторических дат. А другой таких завидных способностей не обнаруживает, зато прекрасно усваивает интегрирование. Выход я вижу в раннем определении склонностей ребят с помощью олимпиад, собеседований с учеными и дальнейшем специализированном обучении. Это позволит резко ускорить массовую подготовку научных и инженерных кадров».