Второе рождение Рокфеллеров: как легендарным миллиардерам удалось спасти свою репутацию
С тех пор в бизнесе утвердилось новое явление — PR, или связи с общественностью
2 мая 1914 года пять человек с траурными повязками на рукавах четыре часа молча пикетировали особняк Рокфеллеров на 54-й стрит в Нью-Йорке. Пять дней спустя на том же месте собралась уже огромная толпа, перекрывшая движение. Возглавлял ее некто в костюме Смерти. Демонстранты митинговали против политики семейства Рокфеллер в Колорадо, где в стычках с властями и охраной угледобывающих компаний гибли бастующие рабочие.
Сами Рокфеллеры укрылись в поместье в Покантико-Хиллз и напряженно совещались, как ответить на обвинения общественности. Рокфеллер-младший связался с редактором нью-йоркской газеты Evening Journal Артуром Брисбеном, и тот назвал имя полезного человека — Айви Ли.
Грязь: Личные счеты
XX век семья Рокфеллер встречала в зените могущества. Джон Дэвисон Рокфеллер — отец был воплощением «американской мечты»: выходец из низов, он своими силами стал самым богатым в мире человеком. Сын магната, Джон Дэвисон Рокфеллер — младший был типичным представителем второго поколения озолотившейся семьи. Отец, не окончивший в свое время школу, позаботился, чтобы наследник получил университетское образование и приобрел манеры джентльмена. Респектабельности семье добавляли набожность и щедрые пожертвования на благотворительность.
Однако отношение американцев к их капиталистическим героям стало меняться, во многом из-за волны журналистских расследований. В 1906 году президент США Теодор Рузвельт прозвал «разгребателями грязи» публицистов, разоблачавших коррупцию политиков и бесчестные методы ведения бизнеса. Одна из них, Айда Тарбелл, выбрала самую заметную мишень — семью Рокфеллер, к которой у нее имелись личные счеты. Отец журналистки был независимым нефтепромышленником, но разорился из-за нечестной конкуренции Рокфеллера-старшего.