Ади
Мы разговаривали с Ади Ниссани в ее тель-авивской студии, потом по телефону, когда я уже вернулась в Москву. И фоном этих разговоров каждый раз была работа. Ади наливает воду в металлический таз, ополаскивает руки, берет заготовку глины, садится за гончарный круг — и закручивается новая история. Ответы Ади короткие, как глотки черного кофе, которым угощает меня хозяйка.
«Мама посмотрела на меня, когда я родилась, — и пришло имя. “Ади” в переводе с иврита — “драгоценность”».
Она говорит низким голосом, на хорошем английском, выучила язык во время учебы в Австралии и путешествий по Индии. Я узнаю об этом, пока мы с фотографом Сашей Мановцевой снимаем ее в студии за работой.
Привычка работать у нее такая же сильная, как и привычка учиться.
Керамику Ади изучала в Иерусалимской Академии искусств Бецалель. Потом провела год в Австралии — взяла курс по фешен-дизайну. Вернулась в Израиль и получила степень магистра гендерных исследований. После был промдизайн и совсем недавно — дизайн среды.
Как глина в руках Ади оживает и начинает принимать форму: тарелки, вазы, горшки, меноры, — так и истории ее жизни простые, глубокие и живые — как притчи.
«Я хожу в синагогу, отмечаю праздники. В начале года, в сентябре, мы начинаем читать по одной главе из Библии — одна притча в неделю. Каким-то космическим образом эта история объясняет происходящее в данный момент.
В детстве я была против, все хотела пересечь границы, сделать наоборот. Когда я задумалась о собственной семье, перед тем как забеременела, ко мне пришло религиозное чувство — и все обрело смысл. Я забеременела в 36 лет, после рождения сына мы расстались с его отцом. Я бы хотела четверых детей, но Бог решил по-другому. Я живу с партнером, у него двое своих детей, а на двоих у нас их получается трое».