Электричка с зоркими глазами
Беспилотники пригородного сообщения
Скоростной поезд «Ласточка» мчится по рельсам, сбрасывает скорость, останавливается в сотне метров от стоящей на путях лошади. Машиниста в кабине нет, поезд управляется автоматически с помощью комплекса технического зрения, разрабатываемого инженерами из АО НИИАС (ОАО РЖД).
С первого по четвертый
Эксперименты с автоматическими поездами начались еще в 1950-х годах. Беспилотные поезда в наши дни эксплуатируются в метро в Великобритании, Франции и Китае. В России всерьез ими занялись в 2019 году. Отечественный беспилотник на рельсах, предназначенный для пригородных пассажирских перевозок, разрабатывается на базе скоростной российской «Ласточки», которая уже перевозит миллионы людей по МЦК. Команда инженеров из Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте — АО НИИАС (ОАО РЖД) — ведет испытания поезда на экспериментальном железнодорожном кольце в Щербинке — отраслевом полигоне общей протяженностью 6 км, который работает здесь с 1932 года.
Первый российский беспилотный электропоезд на первый взгляд ничем не отличается от тех «Ласточек», что сейчас летают по МЦК. Однако «голова» локомотивного вагона оснащена небольшими дополнительными деталями общего механизма, способного распознавать посторонние объекты на железнодорожных путях
В отличие от поездов для перевозок в метро российский беспилотник создается для открытого пространства. По словам инженеров, это существенно усложняет систему оптического зрения. В открытом пространстве неизмеримо больше вероятность, что на путях окажутся самые разные объекты, которых там не должно быть,— от детской коляски, человека до животных. Поезд должен уметь быстро просканировать препятствие, обработать видеосигнал, передать его в систему безопасности и оперативно отреагировать — сбросить скорость и остановиться.