Ольга Еремина: « Людям хочется что-то делать, создавать новое, свое»
Кто сегодня открывает малый и средний бизнес? Где предпринимателям новичкам искать поддержку и почему пора запускать акселераторы не только для сферы IT? Ищем ответы на эти вопросы вместе с трендвотчером Ольгой Ереминой
Какой бизнес в тренде
Сегодня большим преимуществом, безусловно, пользуются IT-компании. Инвесторы обращают внимание на топ-технологии, которые будут максимально популярны в 2023 году и ближайшие пять-десять лет: искусственный интеллект, блокчейн, квантовые компьютеры, робототехнику и самое важное — конвергенцию этих технологий, их сочетание.
Несмотря на повсеместное внедрение искусственного интеллекта и роботов, остаются и реальные задачи, где нужны не просто цифровые стартапы, а соединение IT и реальной офлайн-составляющей. Поэтому сегодня, когда появился спрос на выпуск товаров на территории РФ (в 2022 году драйверами роста производства помимо нефти, газа и добычи полезных ископаемых были производство лекарств, напитков и пищевых продуктов, а также компьютеры и электроника), в 2023 году можно ожидать и роста инвестиций в отрасли-драйверы. В какой-то момент на горизонте двух-трех лет это может оформиться в рынок, где предлагаются инвестиции под проекты в определенных отраслях. Например, уже есть акселераторы по направлениям «креативные индустрии» и «гостеприимство». После пандемии мы наблюдали бум туристического бизнеса, потому что возник спрос на услуги в этой сфере. Поэтому, когда мы увидим спрос на реальный сектор, мы увидим и ответную реакцию, которая сейчас только зарождается.
Отдельная и очень горячая сегодня тема в малом и среднем бизнесе — это торговля на маркетплейсах: в 2022 году количество покупок россиян на этих площадках выросло на 43% в сравнении с 2021 годом. Маркетплейсы меняют правила игры и могут изменить их не в вашу пользу: условия хранения товаров и доставка, способы оплаты и получения своего дохода. А самое главное — условия, которые необходимы для того, чтобы ваш товар был в топе поиска. Учитывая, что сегодня площадки используют искусственный интеллект, он не всегда может быть вам в помощь. Например, вашу вещь ИИ признал немодной, и ваши шансы на продажу товара резко снизились, а бюджет на рекламу и подготовку вы уже потратили.
Также не стоит забывать, что если вы строите бизнес на долгосрочную перспективу, то важно развивать и свой бренд. Полная зависимость от маркетплейса, даже если вы торгуете на трех-четырех площадках, — это все равно зависимость. Вы можете сделать ставку на одну площадку торговли, но когда она закроется, вы потеряете большое число клиентов. Поэтому советую при долгосрочной перспективе не делать ставку только на один канал продаж. Мы видим два тренда — это e-comm и продажи через свой собственный бренд. Тренд на d2c (прямые продажи покупателям) и на поддержку локальных производителей только набирает силу — имеет смысл обратить на них внимание и учитывать в своей стратегии.
Где бизнесу искать поддержку
Для IT-бизнеса точкой старта по-прежнему могут становиться акселераторы. Сейчас наиболее популярны корпоративные акселераторы. Например, Сбербанк, МТС, «Тинькофф» проводят свои программы акселерации для авторов технологических проектов и специалистов в сфере IT. Они обучают, помогают правильно сформировать продукт, инвестируют в победителей и запускают их в свободное плавание.
Однако из-за политических и экономических изменений в мире инвесторы приостановили свою активную деятельность. Снижение инвестиций было замечено еще в третьем квартале 2022 года, и в этом году больших вложений также не ожидается. Поэтому корпоративные акселераторы, венчурные фонды, которые занимаются инвестированием, сегодня могут быть для бизнеса не самым лучшим вариантом.
В начале 2023 года выросло число людей, которые идут в предпринимательство: в МСБ задействованы 27,5 млн человек, а количество действующих предприятий в 2023 году составило 6 млн. И в целом можно выделить тренд на оживление экономики — люди хотят открывать свой бизнес. Поэтому сейчас разворачивается тренд на то, чтобы видеть этот нишевый бизнес как альтернативу для инвестиций для людей, у которых есть накопленный капитал.
Это не бизнес-ангелы в классическом понимании — например, не топы больших компаний, а тоже предприниматели, но крупные. Возможно, ранее они планировали инвестировать этот капитал в другие компании и даже в других странах, но сегодня фокус смещается на инвестиции в России, особенно если деньги тоже находятся в России.
Растет популярность закрытых бизнес-клубов, в них формируется своя экосистема. Внутри них также можно запускать бизнес и получать инвестиции — с помощью нетворкинга. При этом инвестиции могут быть не только денежные, но и человеческие: здесь можно найти партнеров, которые помогут правильно выстроить бизнес-модель и, например, привнести в нее те качества, которых еще нет у вас.
Не стоит забывать и про международные рынки. Россия продолжает торговать с другими странами, сместив фокус внимания с Европы и США на Восток. И у некоторых бизнес-школ есть программы, которые помогают выходить на международные рынки. Они дают понимание особенностей логистики, сертификации той страны, куда отправляется товар, — это важные аспекты при перестраивании логистических цепочек.
Есть и всем знакомый, но подзабытый способ привлечь ресурсы и запустить бизнес — краудсорсинг, когда на запуск проекта «скидывается» его потенциальная аудитория. Такой метод не особо прижился в России, он больше популярен в европейских странах и Соединенных Штатах.
Есть и похожая модель, которая входит в тренд в последнее время, правда, не b2c, а b2b — это платформы, которые помогают компаниям и брендам объединяться для того, чтобы вместе создавать проекты. Мы нашли, например, одну платформу, где российские инвесторы предлагают инвестиции под интересную им сферу деятельности. Например, кто-то предлагает 10 млн руб. на производство хоккейной экипировки, кто-то дает 30 млн на запуск ресторана. Такие платформы сегодня могут быть максимально востребованы, потому что банковские кредиты не всегда доступны, акселерационные программы чаще направлены на IT-проекты либо на замещение в России иностранного ПО, либо на международные проекты — чаще всего это обязательно связано с технологиями. А акселераторов для запуска офлайн-бизнесов с их особенностями не так много. И я вижу большие предпосылки для того, чтобы их становилось больше.
Одна из таких предпосылок — импортозамещение. Вторая — это восстановление промышленности. Третья предпосылка заключается в том, что некоторые товары, которые поставлялись в Россию, сейчас недоступны и многие ниши в реальном бизнесе остались никем не занятыми — то есть можно запустить свой бизнес и прийти туда. С точки зрения инвестиций и помощи здесь как раз можно обратить внимание на партнерские программы и бизнес-клубы. Этот тренд только начинается, и его рост ожидается, может быть, даже не в 2023-м, а еще дальше, в 2024–2025 годы, когда мы пройдем период турбулентности и понадобится еще больше инвестиций.
Сейчас у инвесторов, у топ-менеджеров крупных компаний, у людей, которые накопили какую-то сумму денег и хотят ее куда-то вложить, не такой большой выбор в плане инвестирования. Фондовый рынок сегодня — достаточно рискованный актив, заграничные инвестиции, в которые раньше вкладывали, сейчас тоже неактуальны. Остаются недвижимость как один из самых надежных активов и МСБ.
Почему сейчас самое время
Согласно статистике больше двух третей населения планеты хотят стать предпринимателями либо уже стали ими. А каждый второй российский школьник планирует после обучения начать свой бизнес. Бытует мнение, что в кризисный период работать на себя может быть даже безопаснее, чем в компании. Поэтому мы ожидаем пик популярности малого и среднего бизнеса, тренд на то, чтобы стать предпринимателем.
Для этого есть несколько драйверов. Во-первых, у людей есть желание открыть свое дело. Во-вторых, внутри крупных корпораций мы тоже видим тренд на то, что они хотят из своих сотрудников выращивать предпринимателей. В какой-то момент эти предприниматели вырастут из своих корпораций и захотят запустить собственное дело, реализовать свои идеи.
Сейчас мы наблюдаем несколько трендов: предпринимательство, изменение подходов к бизнесу (ориентир на долгосрочное развитие), важность баланса работы и личной жизни. Предпринимательство на маркетплейсе — это начало нового, осознанного предпринимательства. За маркетплейсами мы видим тренд на импортозамещение, на появление интересных ниш, развитие своего бренда и имени, налаживание партнерских отношений и построение партнерских экосистем — и это говорит о том, что людям хочется что-то делать, создавать новое, свое.
Фото: Андрей Любимов для РБК; Maskot / Getty Images